Тютчев Федор Иванович — Умом Россию не понять.

Тютчев
Потртер Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев

«Умом Россию не понять»

Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.

1866г.

Эти стихи Федор Тютчев напишет за 7 лет до смерти, но коротенькое (всего 17 слов) произведение станет, чуть ли не самым известным в русской поэзии.

Эти строки превратятся в манифест об исключительности России. Публика подхватит главную мысль автора — невозможность оценить страну привычными мерками, увидев в этом не слабость, а силу.

Яростный патриот Тютчев такому толкованию только порадовался бы.

Уже в 40-ые годы в своей публицистике Тютчев пишет о величии России, ее уникальном положении и о неминуемой вражде с Европой. Федор Иванович свято верил, что Российской империи суждено удивительное будущее, а Европа погибнет под гнетом новых идей, революций и безбожия.
После Крымской войны голос поэта становится печальнее и задумчивей. Здесь и глубокое разочарование в итогах царствования Николая Первого и личная трагедия, связанная со смертью Денисьевой. Он пишет массу «политических» стихотворений, но наряду с ними рождаются шедевры — «Нам не дано предугадать», «Я встретил вас», «Эти бедные селенья» и, конечно, «Умом Россию не понять».
Как создавалось стихотворение
В 1866 году 28 ноября на свет появляется монострофа «Умом Россию не понять». По преданию поэт записал стихи на случайном листочке, сунул в карман и забыл. Позже родные нашли произведение совершенно случайно. Мы знаем точную дату лишь благодаря альбому его дочери Марии Тютчевой-Бирилевой.

М.Ф. Тютчева - Бирюлева
Мария Федоровна Тютчева- Бирилева

Такое отношение к своим стихотворным плодам было для автора типично. Он ведь никогда себя поэтом не считал, полушутя называл свои стихи «бумагомарательстом». Этот человек всегда видел себя государственным деятелем, дипломатом и публицистом. А рифмы слагал на досуге, считая, чем-то вроде хобби.
Основная идея произведения
В чем только не видят главную идею этого философского стихотворения. Тут и превосходство «русской смекалки» над «шаблонным мышлением» европейцев, или «мощь страны», чьи иррациональные действия делают ее непобедимой, ведь ее «не измерить», а значит и не понять возможный потенциал.
Но тут во внимание следует принимать две вещи. Тютчев, более 20 лет проживший в Европе, знал, как видят европейские народы его родину. Он знал и любил культуру Запада, был другом немецких поэтов, изучал литературные традиции Англии и Италии.
А еще Федор Иванович был мистиком. В природных явлениях, социальных катаклизмах он всегда видел отражение потусторонних, неземных сил, которые невозможно подвергнуть рациональному анализу. Собственно, поэтому он и разочаровался в Европе, где с начала 40-х годов становится все более популярен скептический реализм. В странах Запада идут процессы секуляризации и революции. А для русского дипломата это было приговором — безбожность революционных волнений он напрямую связывал с потерей веры.
Стихотворение и гражданская лирика Тютчева
Тютчев всегда был человеком консервативных взглядов, он считал самодержавие обязательной составляющей в жизни России, а европейские революции предвестием апокалипсиса. Кроме того, автор был пылким панславистом. Его нельзя назвать «воцерковленным» человеком, но в православии он видел залог грядущего величия своей страны. Православная империя, объединяющая славян — вот чем, по его мнения, однажды станет Россия. Его патриотизм предполагал веру в величие страны
В философской миниатюре «Умом Россию не понять…» нет явного выражения этих мыслей, но между строк их прочесть можно. Тут «особенная стать» трактуется как нечто лучшее, уникальное, не недостаток, а преимущество. Невозможность «аршином общим» измерить, словно намекает на то, что этот самый аршин не слишком точно может «измерить» Россию.
Заключительные слова «в Россию можно только верить» перекликаются с «Эти бедные селенья…», в которых «иноплеменных» взгляд совершенно не замечает мистическую загадку «что сквозит и тайно светит» сквозь бедность и неустроенность русской земли.
Размышления о России и ее роли в мире
Все рассуждение о России несет характер спора с невидимым собеседником. Не можете понять? Потому, что мы особенные — вот краткое содержание этого разговора.
Чтобы читатель лучше понимал знаменитую монострофу, ему нужно помнить, что она написана через 13 лет, после поражения в войне и заключения Парижского мирного договора.

Парижская конференция 1856 года

Для всех консервативных политиков страны (в том числе для Тютчева) это катастрофа и национальное унижение.
Поэтому так трогает концовка о стране, в которую «можно только верить». Никакие доводы и аргументы не заставят Тютчева разувериться в прекрасном будущем, которое, несомненно, ждет его отечество. Тяжелые времена всегда заканчиваются, а Россия остается.
Известность стихотворения
Это произведение известно всем русскоязычным читателям без исключения. Его короткие строки, написанные классическим ямбом, запоминаются с первого прочтения. Ну, а первая строка давно превратилась в афоризм, который употребляют в каждом удобном случае.
А еще это самый известный русский стихотворный текст за рубежом. Он прекрасно сочетается с фразой о «загадочной русской душе». Мол, потому и загадочна, что ум ее понять не может. И цитируют за рубежом эту строку тоже нередко.
Самый известный случай — награждение Жака Ширака (дважды бывшего президентом Франции) Госпремией РФ в 2008 году. Экс-президент как известно русским владел, и при вручении награды процитировал своего любимого русского поэта Тютчева «Умом Россию не понять…»