Удивительная “Муха-Цокотуха”
Есть у Корнея Чуковского необычная сказка. Называется она «Муха Цокотуха».
Иногда произведение ещё называют «Мухина свадьба». В ней излагается интересная история из жизни маленькой мухи, которая нашла на прогулке монетку, купила в честь этого самовар и позвала всех насекомых на чаепитие. Однако в самый разгар праздника «именинницу» похитил паук. Ни один из гостей не пытается помочь хозяйке в беде, на выручку ей спешит Маленький Комарик, после чего женится на Мухе. Сказка учит тому, что друзья познаются в беде, а настоящая смелость может скрываться в неприметном на вид существе или человеке.
Детским писателем Чуковский стал не сразу. Его стезя журналиста и литературного критика, литературоведа, переводчика, мемуариста была непроста. Великолепное знание русской и зарубежной литературы помогало ему отточить владение словом. Тяжелые жизненные условия, огромная работоспособность и постоянная занятость, диктуемые условиями выживания и необходимостью содержать семью не изменяло его отношения как к своим, так и к другим детям. Он всегда относился к детям, как к личностям и как к взрослым, проводил с ними много времени, играл с ними, привлекал их к творческой деятельности, часто прислушивался к их советам, пытался понять их мир и их понимание тех или иных явлений в жизни. Общаясь с ними, сам становился ребенком, видя мир их глазами, мир волшебный, прекрасный и удивительный.э
Работая над книгами для детей, над детскими стихами и сказками он всегда испытывал состояние радости и удовлетворенности от творчества. Не всегда это давалось ему просто. Часто он долго работал над каждым словом, над каждой фразой, пытаясь достичь простоты их понимания и певучести в звучании, старался придать ритму стихов ритм, под который можно танцевать.
А иногда стихи возникали спонтанно, когда поэтом овладевало непередаваемое чувство радости и озорства. В таком состоянии было и написано стихотворение “Муха цокотуха”.
Вот как описывает момент создания стихотворения сам Корней Иванович:
“Увы, приливы ребяческой радости бывают в человеческой жизни нечасто, и длятся они очень недолго. Да и возможно ли полагаться на взлёт вдохновения? В сущности «Муха-Цокотуха» — единственная моя сказка, которую от первой строки до последней я написал сгоряча, в один день, без оглядки, по внушению нахлынувших на меня неожиданно радостных чувств.
В воспоминаниях Корнея Чуковского задокументировано, что 29 августа 1923 года, в душный петербургский день, на писателя вдруг напал приступ небывалого вдохновения. Как на крыльях он влетел в квартиру, отыскал где-то клочок бумаги и карандаш и стал накидывать строчки своего самого известного стихотворения «Муха-цокотуха».
По признанию самого Корнея Ивановича, поэму он задумал давно, но она всё никак не выходила: строчки не ложились, рифмы не клеились. А теперь он принялся писать так легко и безоглядно, что когда клочок бумаги кончился, подскочил к стене и содрал с неё кусок обоев, чтобы продолжить записывать. Когда по сюжету дошло до танца, Чуковский вдруг принялся плясать по коридору, комнате и кухне, сетуя лишь на то, что одновременно танцевать и писать не очень-то сподручно.
«Очень удивился бы тот, кто, войдя в мою квартиру, увидел бы меня, отца семейства, 42-летнего, седоватого, обременённого многолетним подённым трудом, как я ношусь по квартире в дикой шаманской пляске и выкрикиваю звонкие слова и записываю их на корявой и пыльной полоске содранных со стенки обоев».
Многие критики пытались и пытаются в настоящее время придать стихам Корнея Чуковского двусмысленность, искать в них иносказательность, придавать им значение басни или мифа. Придирки чиновников и цензуры в первые десятилетия советской власти к стихам и сказкам Чуковского привели к запрету их издания. Появился термин “Чуковщина”, которому придали смысл бесполезности и бессмысленности многих литературных произведений для детей, мещанством, буржуазной белибердой, не воспитывающей в детях дух строителя коммунизма, не описывающей труд рабочих и крестьян и не воспитывающей детей в идеологии советской страны.
Между тем, сам автор неоднократно пытался доказать значимость своих стихов для воспитания детей как творческих личностей, способных в дальнейшем стать передовыми инженерами и учеными, ведь заложенное в них стремление фантазировать позволит будущим инженерам и ученым создавать новые нестандартные проекты и совершать невероятные открытия.
В “Мухе -Цокотухе” открывается для детей мир насекомых на который детская фантазия переносит игровое “очеловечивание”. Поэтому персонажи похожи на людей и пользуются предметами человеческого быта по их назначению и в разных ситуациях: денежка, самовар, стаканы, молоко, крендельки, сапожки с золотыми застежками, варенье, углы, щели, диваны, лавочки, кровать, мосток, веревки, фонарик, сабля, окошечко, музыканты, барабаны, сапоги, шапочки, лапти, сапоги, каблуки.
Наблюдая за насекомыми дети конечно-же могут заметить их различное строение окраску, поведение, взаимодействие с другими насекомыми. Но как вест этот мир описать? И детская фантазия подсказывает образы из своего известного мира человека для описания мира насекомых, а не наоборот. Соответственно, фантазия описывает действия насекомых действиям людей.
Так — муха — заботливая и щедрая девица. Поскольку она жужжит, то ее можно назвать словом “цокотуха”, как в Одессе называли болтливых девушек и женщин.
Тараканы и букашки — соседи мухи,
блошки — мастеровые,
пчела действительно похожа на заботливую бабушку, собирающую мед для потомков.
Бабочка с ярким рисунком крыльев будет конечно-же красавицей.
Паук, который ловит в свою паутину ( веревки) мошек и мух, потому, что ими питается — коварный злодей-старичёк. Старичек — потому, что опытный злодей.
Жуки-червяки, козявочки — это не соседи, которых муха угощает, а остальные насекомые, находящиеся вблизи места появления паука.
Прыгающий в траве и всегда прячущийся кузнечик — просто, как человечек, без всякой иной ассоциации.
Комарик — всегда их много в темное время суток, поэтому у комарика должен быть фонарик, чтобы ориентироваться. А поскольку у комарика длинный нос, которым он нападает, то почему бы ему не иметь длинную саблю?
Светлячки — это естественно те, кто зажигают огоньки — факелоносцы, фонарщики, электрики и т.д.
Сороконожки — посыльные, гонцы, поскольку имеют много ног и быстро должны передвигаться.
Музыканты — насекомые, которые издают звуки, например — цикады, сверчки и т.д.
Жуки рогатые — толстые, уверенно двигающиеся, роющие землю — конечно же будут богатыми мужиками.
Мошкара всегда вьется стаями — пляшет.
Муравей в лаптях с муравьихою — семья обычных крестьян труженников — не толстых и не богатых.
Сюжет разворачивается вокруг обычного природного процесса поимки мошек и мух в паутину паука и их поедание пауком. Дети, ассоциируя этот процесс со злом могут выдумать много событий вокруг этой темы, где будут действовать моральные установки победы добра над злом. При этом — добро будет всегда связано с весельем, а зло — со страданиями. Соответственно должны быть герой или героиня и злодей.
Удивительна и зеркальность стихотворения, т.е. наоборот, когда описывается общество людей через персонажи. Этот взгляд на стихотворение и стал преобладать после октябрьской революции 1917 года у цензуры, которая запретила стихотворение к изданию, посчитав его мещанским и буржуазным.
Это стихотворение, как лакмусовая бумажка разделила людей на тех, кто погряз в общественном катаклизме и видел только интриги, козни и заговоры против новой власти рабочих и крестьян и людей, чувствующих удивительный окружающий мир и природу. Первых оказалось больше, тем более что в их число вошла Крупская Н.К.
Впервые сказка была опубликована издательством «Радуга» в 1924 году под названием «Мухина свадьба» с иллюстрациями Владимира Конашевича. Шестое издание сказки в 1927 году впервые вышло под современным названием.
Хотя первые издания стихов Чуковского и расходились большими тиражами и были очень популярны у советских детей и их родителей, но впоследствии, их издание было запрещено на долгие годы.
В 1942 году композитором Михаилом Красевым была написана детская опера «Муха-Цокотуха».
Существует также несколько балетов на основе сказки — в частности, композиторов Леонида Усачева (1945), Давида Салимана-Владимирова (1968),Бориса Тищенко (тоже 1968), Адама Стратиевского (1972), Валерия Кикты (1973).
Рок-певец Александр Градский написал по мотивам этой сказки рок оперу.
Грузинский ВИА “Иверия”в 1980-х годах исполнил мини-мюзикл “Муха-Цокотуха