Овидий — Героиды

Овидий

Героиды

(перевод с латинского С.А. Ошеров)

Пись­мо пер­вое   ПЕНЕЛОПА — УЛИССУ

Письмо второе    ФИЛЛИДА — ДЕМОФОНТУ

Пись­мо третье  БРИСЕИДА — АХИЛЛУ

Пись­мо чет­вер­тое ФЕДРА — ИППОЛИТУ

Пись­мо пятое  ЭНОНА — ПАРИСУ

Пись­мо шестое ИПСИПИЛА — ЯСОНУ

Пись­мо седь­мое  ДИДОНА — ЭНЕЮ

Пись­мо вось­мое  ГЕРМИОНА — ОРЕСТУ

Пись­мо девя­тое ДЕЯНИРА — ГЕРКУЛЕСУ

Пись­мо деся­тое АРИАДНА — ТЕСЕЮ

Пись­мо один­на­дца­тое  КАНАКА — МАКАРЕЮ

Пись­мо две­на­дца­тое МЕДЕЯ — ЯСОНУ

Пись­мо три­на­дца­тое ЛАОДАМИЯ — ПРОТЕСИЛАЮ

Пись­мо четыр­на­дца­тое  ГИПЕРМНЕСТРА — ЛИНКЕЮ

Пись­мо пят­на­дца­тое САФО — ФАОНУ

_________________________________________

ПРИМЕЧАНИЯ

Пись­мо пер­вое

ПЕНЕЛОПА — УЛИССУ

Ситу­а­ция, кото­рая опи­са­на в пись­ме, заим­ст­во­ва­на из «Одис­сеи», откуда взя­ты и поезд­ка Теле­ма­ха в Пилос к Несто­ру и в Спар­ту к Мене­лаю, пред­при­ня­тая про­тив воли жени­хов, устро­ив­ших на него заса­ду; и име­на жени­хов, невер­ных слуг Одис­сея, нище­го Ира и т. д.
5. Соблаз­ни­тель — Парис.
17. Патрокл вышел в бит­ву в доспе­хах Ахил­ла (см. «Или­а­да», XVI).
36. Гек­тор, уби­тый Ахил­лом, был при­вя­зан им к колес­ни­це, кото­рая три­жды про­во­лок­ла труп вокруг стен Трои (см. «Или­а­да», XXII, 395—405).
39. Долон — тро­ян­ский лазут­чик, уби­тый Дио­медом и Улис­сом во вре­мя ноч­но­го напа­де­ния на стан Реса (см. «Или­а­да», X, 314—464).
52. …победи­те­ли там пашут… — Овидий при­пи­сы­ва­ет гоме­ров­ским гре­кам рим­ский обы­чай осно­вы­вать коло­нии на месте заво­е­ван­ных горо­дов.
81. Ика­рий — отец Пене­ло­пы.

Пись­мо вто­рое

ФИЛЛИДА — ДЕМОФОНТУ

Фил­лида, фра­кий­ская царев­на, при­юти­ла у себя сына Тесея и Фед­ры Демо­фон­та и ста­ла его воз­люб­лен­ной. Демо­фонт, вер­нув­ший­ся в Афи­ны, обе­щал при­ехать, но не успел вер­нуть­ся к назна­чен­но­му сро­ку, и Фил­лида пове­си­лась. Боги пре­вра­ти­ли ее в мин­даль­ное дере­во, кото­рое рас­цве­ло, когда Демо­фонт обнял его ствол.
6. Актея — Атти­ка.
16. Гебр — река во Фра­кии.
37. Дед Демо­фон­та — Неп­тун, отец Тесея.
42. Све­то­че­нос­ные боги­ни — Цере­ра и Про­зер­пи­на, чтив­ши­е­ся в Элев­син­ских мисте­ри­ях — тай­ном куль­те в Атти­ке.
67. Эгиды — потом­ки Эгея, зем­но­го отца Тесея.
69—72. Пере­чис­ля­ют­ся подви­ги Тесея: умерщ­вле­ние полу­бы­ка-полу­че­ло­ве­ка Мино­тав­ра, раз­бой­ни­ков Ски­ро­на и Про­кру­ста, победа над кен­тав­ра­ми, зате­яв­ши­ми рас­прю на свадь­бе дру­га Тесея Пири­фоя, царя лапи­фов, и спуск вме­сте с послед­ним в Аид.
76. Крит­ская жена — Ари­ад­на.
87. Бистон­ская гладь — Бистон­ский залив во Фра­кии.
111. Ликург — мифи­че­ский фра­кий­ский царь.
113. Родо­па, Гем — гор­ные цепи во Фра­кии.

Пись­мо третье

БРИСЕИДА — АХИЛЛУ

Ситу­а­ция заим­ст­во­ва­на из «Или­а­ды», как и мно­гие дета­ли: име­на вест­ни­ков Ага­мем­но­на, уво­див­ших Бри­се­иду, исто­рия посоль­ства к Ахил­лу, участ­ни­ки кото­ро­го — Аякс, Феникс и Улисс — пред­ла­га­ли Ахил­лу от име­ни Ага­мем­но­на вер­нуть Бри­се­иду и послать почет­ные дары, и угро­за Ахил­ла уехать из-под Трои, и упо­ми­на­ние о том, как Ахилл во вре­мя ссо­ры под­нял меч на Ага­мем­но­на.
45. Лир­несс — род­ной город Бри­се­иды, союз­ный с Тро­ей и раз­ру­шен­ный Ахил­лом.
74. Нерей — мор­ской ста­рен, отец Фети­ды, мате­ри Ахил­ла.
92. Сын Инея — Меле­агр, отка­зав­ший­ся участ­во­вать в войне после того, как убил сво­его дядю и был про­клят мате­рью, но потом ото­гнав­ший вра­гов от горо­да по прось­бе жены.
129. Тев­к­ра брат — Аякс.
151. Неп­ту­но­вы сте­ны Пер­га­ма. — Сте­ны Трои, постро­ен­ные Неп­ту­ном и Апол­ло­ном.

Пись­мо чет­вер­тое

ФЕДРА — ИППОЛИТУ

Миф о Фед­ре при­над­ле­жит к чис­лу извест­ней­ших; в его раз­ра­бот­ке Овидий частич­но опи­ра­ет­ся на тра­гедию Еври­пида «Иппо­лит». Фед­ра — сест­ра Ари­ад­ны, дочь Мино­са и Паси­фаи, родив­шей от про­ти­во­есте­ствен­ной люб­ви к быку Мино­тав­ра. Иппо­лит — неза­кон­ный сын Тесея и ама­зон­ки Антио­пы. Во вре­мя «напи­са­ния пись­ма» Тесей нахо­дит­ся в Аиде, куда он спу­стил­ся вме­сте с Пири­фо­ем.
47—48. Фиа­да — вак­хан­ка. …те, что в тим­пан бьют… — кори­бан­ты, жре­цы экс­та­ти­че­ско­го куль­та Кибе­лы, почи­тав­шей­ся на тро­ян­ской горе Иде.
67. Элев­син в Атти­ке — центр мисте­ри­аль­но­го куль­та Цере­ры; как место пер­вой встре­чи Иппо­ли­та и Фед­ры его назы­ва­ет Еври­пид.
91. Лук хра­ни­ли обыч­но со спу­щен­ной тети­вой, натя­ги­вая ее лишь перед охотой или перед боем.
93. Кефал полу­чил в пода­рок от Авро­ры бью­щий без про­ма­ха дрот.
99. Сын Инея — Меле­агр, полю­бив­ший Ата­лан­ту во вре­мя охоты на чудо­вищ­но­го веп­ря и отдав­ший ей тро­феи этой охоты — шку­ру и голо­ву зве­ря.
107. Тре­зен — город в Арго­лиде, непо­да­ле­ку от Ист­мий­ско­го пере­шей­ка; царем Тре­зе­на был Пит­фей, дед Тесея по мате­ри.
115—116. Брат — Мино­тавр, сест­ра — Ари­ад­на.
119. От меча Тесея погиб­ла… — По одной из вер­сий мифа, Антио­па, бро­шен­ная Тесе­ем, напа­ла на его дом во вре­мя его свадь­бы с Фед­рой и была им уби­та.
159. Мой пред­ок — бог солн­ца, отец Паси­фаи.

Пись­мо пятое

ЭНОНА — ПАРИСУ

По мифам, Парис, сын При­а­ма и Геку­бы, сра­зу после рож­де­ния был уне­сен на Иду и бро­шен там, пото­му что Геку­бе нака­нуне его рож­де­ния при­сни­лось, буд­то она роди­ла горя­щий факел. На Иде Парис, подо­бран­ный пас­ту­ха­ми, пас ста­да, но затем во вре­мя игр в Трое был узнан. Эно­на, дочь реч­но­го бога, была его женой до тех пор, пока Парис не отверг ее ради Еле­ны. Во вре­мя Тро­ян­ской вой­ны, когда Парис был смер­тель­но ранен, Эно­на, кото­рая одна зна­ла нуж­ное лекар­ство, из мести отка­за­лась исце­лить его.
93—95. Полида­мант — тро­ян­ский про­ри­ца­тель, друг Гек­то­ра; подал одна­жды совет отсту­пить перед ахей­ца­ми. Деи­фоб — брат Гек­то­ра и Пари­са. Анте­нор — знат­ный тро­я­нец, сто­рон­ник выда­чи Еле­ны Мене­лаю и мира с ахей­ца­ми.
113. Сест­ра — Кас­сандра.
127. Тесей похи­тил Еле­ну до ее бра­ка с Мене­ла­ем, но бра­тья Еле­ны Кастор и Пол­лукс отби­ли ее.
152. …пас ферей­ских коров… — Апол­лон, влюб­лен­ный в царя Фер в Фес­са­лии Адме­та, пас у него коров.

Пись­мо шестое

ИПСИПИЛА — ЯСОНУ

В раз­ра­бот­ке ситу­а­ции Овидий исхо­дит из поэ­мы Апол­ло­ния Родос­ско­го «Арго­нав­ти­ка» и, воз­мож­но, из не дошед­шей до нас тра­гедии Еври­пида «Ипси­пи­ла». Ипси­пи­ла — цари­ца ост­ро­ва Лем­нос, на кото­ром жен­щи­ны пере­би­ли всех муж­чин за то, что мужья ста­ли изме­нять им с фра­кий­ски­ми плен­ни­ца­ми. Толь­ко Ипси­пи­ла тай­но спас­ла сво­его отца Фоан­та, сына Вак­ха и Ари­ад­ны. По доро­ге в Кол­хиду арго­нав­ты оста­но­ви­лись на Лем­но­се, и лем­ни­ян­ки оста­ви­ли их у себя, чтобы иметь от них детей. Ипси­пи­ла, родив­шая от Ясо­на двух сыно­вей (по более рас­про­стра­нен­ной вер­сии — одно­го сына), вско­ре была изгна­на с Лем­но­са, так как обна­ру­жи­лось, что она спас­ла отца.
10. Мар­со­вы быки — мед­но­но­гие, выды­хав­шие пла­мя быки, запрячь кото­рых Ээт заста­вил Ясо­на. Даль­ней­шее испы­та­ние Ясо­на состо­я­ло в том, что он дол­жен был вспа­хать на них поле, засе­ять его зуба­ми дра­ко­на, а взо­шед­ших из этих зубов вои­нов истре­бить. Ясон смог сде­лать это все лишь с помо­щью Медеи, кото­рая дала ему вол­шеб­ную мазь и научи­ла стра­вить зем­ле­род­ных вои­нов в меж­до­усоб­ной схват­ке.
47—48. Миний­цы — арго­нав­ты, назван­ные так в честь их пред­ка, фес­са­лий­ско­го героя Миния. Три­то­ния — Минер­ва, стро­и­тель­ни­ца Арго. Тифий — корм­чий Арго.
107. Танаис — Дон.
122. Луци­на — рим­ская боги­ня, помо­гаю­щая при родах.
129. …раз­бро­са­ла бра­та остан­ки… — Медея, ста­ра­ясь задер­жать пустив­ших­ся за нею в пого­ню кол­хов, уби­ла сво­его бра­та Апсир­та и, рас­чле­нив его тело, раз­бро­са­ла его по кус­кам.

Пись­мо седь­мое

ДИДОНА — ЭНЕЮ

Ситу­а­ция заим­ст­во­ва­на из IV кни­ги «Эне­иды» Вер­ги­лия; мно­гие сти­хи Овидия явля­ют­ся пери­фра­за­ми из нее. Дидо­на, царев­на фини­кий­ско­го Тира, бежа­ла оттуда после того, как брат ее Пиг­ма­ли­он убил ее мужа Сихея. При­быв в Афри­ку, Дидо­на осно­ва­ла Кар­фа­ген, к бере­гам кото­ро­го буря при­би­ла вско­ре Энея. Бла­го­да­ря про­ис­кам Вене­ры он стал воз­люб­лен­ным Дидо­ны, одна­ко вско­ре боги при­зва­ли его плыть даль­ше в Ита­лию, где ему суж­де­но было создать новое цар­ство. После отплы­тия Энея Дидо­на покон­чи­ла с собой, прон­зив себя пода­рен­ным Эне­ем мечом.
1. Меандр — река в Малой Азии.
75. Юл (Аска­ний) — сын Энея и доче­ри При­а­ма Кре­усы, поте­ряв­шей­ся во вре­мя бег­ства Энея из горя­щей Трои.
80. Отца сво­его Анхи­за Эней вынес из горя­щей Трои на пле­чах.
93—96. Ср. у Вер­ги­лия, IV, 161—162, 165—169:

Гром­кий рокот меж тем потряс потем­нев­шее небо,
Чер­ная туча при­шла, чре­ва­тая гра­дом и бурей…
В тем­ной пеще­ре вдво­ем тро­ян­ский вождь и Дидо­на
Скры­лись. Тот­час Зем­ля и Юно­на, вер­ша­щая бра­ки,
Пода­ли знак: огня­ми эфир, соучаст­ник сою­за,
Вспых­нул, и воп­ля­ми нимф огла­си­лись окрест­ные горы.

102. Элис­са — вто­рое имя Дидо­ны.
125. Ярба — царь пле­ме­ни гету­лий­цев, сва­тав­ший Дидо­ну.
191. Анна — сест­ра Дидо­ны, наперс­ни­ца ее люб­ви к Энею.

Пись­мо вось­мое

ГЕРМИОНА — ОРЕСТУ

Для заост­ре­ния дра­ма­ти­че­ской ситу­а­ции Овидий поль­зу­ет­ся той вер­си­ей мифа, соглас­но кото­рой Гер­ми­о­на, дочь Мене­лая и Еле­ны, была выда­на отцом Еле­ны Тин­да­ре­ем за Оре­ста, сына Ага­мем­но­на и Кли­тем­не­стры. Под Тро­ей Мене­лай обе­щал отдать дочь в жены Пир­ру (Неопто­ле­му), сыну Ахил­ла, участ­ни­ку взя­тия горо­да. Гер­ми­о­на была отня­та у Оре­ста, одна­ко впо­след­ст­вии Орест под­сте­рег Неопто­ле­ма в Дель­фах и убил его.
13. Анд­ро­ма­ха, вдо­ва Гек­то­ра, была в пле­ну рабы­ней и налож­ни­цей Неопто­ле­ма.
45. Внук Тан­та­ла — Ага­мем­нон.
49. Страш­ное дело — месть Оре­ста за Ага­мем­но­на его убий­цам — Кли­тем­не­стре и ее любов­ни­ку Эгис­фу.
67. Пти­ца пото­ков — лебедь, в обра­зе кото­ро­го Юпи­тер соеди­нил­ся с Ледой.
70. При­шлец — выхо­дец из Малой Азии Пелоп, похи­тив­ший царев­ну Элиды Гип­по­да­мию.
72. Город Моп­со­па — Афи­ны, назван­ные так по име­ни их мифи­че­ско­го царя. Име­ет­ся в виду похи­ще­ние Еле­ны Тесе­ем.
78. Феба — дочь Леды и Тин­да­рея.
112. Тело ски­рос­ское. — Неопто­лем родил­ся на ост­ро­ве Ски­ро­се у Ахил­ла и царев­ны Деида­мии.

Пись­мо девя­тое

ДЕЯНИРА — ГЕРКУЛЕСУ

Гер­ку­лес сва­тал Иолу, дочь Эври­та, царя это­лий­ско­го горо­да Эха­лии, но был отверг­нут. Спу­стя несколь­ко лет он взял Эха­лию и увел Иолу в плен. Жена Гер­ку­ле­са Дея­ни­ра посла­ла ему одеж­ду, про­пи­тан­ную кро­вью кен­тав­ра Нес­са, кото­рый пытал­ся когда-то похи­тить ее, но был убит ядо­ви­той стре­лой Гер­ку­ле­са и, уми­рая, обма­нул Дея­ни­ру, ска­зав, что его кровь помо­жет ей вер­нуть любовь мужа. Боль­шое отступ­ле­ние посвя­ще­но раб­ству Гер­ку­ле­са у лидий­ской цари­цы Омфа­лы, кото­рое в позд­них мифах было пере­осмыс­ле­но как любов­ное раб­ство, вме­сто иску­пи­тель­но­го, как было в более ран­них вер­си­ях.
16. …в обо­их домах… — на запа­де и на восто­ке.
26. Сфе­не­лид — Эври­сфей, сын Сфе­не­ла.
49. Авга — ним­фа и жри­ца хра­ма Афи­ны на горе Пар­фе­ний, соблаз­нен­ная Гер­ку­ле­сом и родив­шая от него сына Теле­фа.
54. Сар­ды — сто­ли­ца Лидии, цар­ства Омфа­лы.
64. Тополь — свя­щен­ное дере­во Гер­ку­ле­са.
67. Дио­мед — фра­кий­ский царь, кор­мив­ший сво­их коней чело­ве­чи­ной.
69. Буси­рид — еги­пет­ский царь, при­но­сив­ший в жерт­ву чуже­стран­цев и уби­тый Гер­ку­ле­сом.
97—98. …о том, кому ты… гор­ло зажал… — об Антее.
99. Кон­ная тол­па — кен­тав­ры, побеж­ден­ные Гер­ку­ле­сом.
103. Ярда­но­ва дочь — Омфа­ла.
139—140. Ахе­лой — реч­ной бог, в обра­зе быка боров­ший­ся с Гер­ку­ле­сом за пра­во женить­ся на Дея­ни­ре (см. «Мета­мор­фо­зы», IX, 1—100).
153. Агрий — брат Инея, дети кото­ро­го сверг­ли дядю с пре­сто­ла.
155. Тидей — сын Инея, изгнан­ный за убий­ство род­ст­вен­ни­ков.
156. Брат — Меле­агр, жизнь кото­ро­го долж­на была обо­рвать­ся в тот миг, когда сго­рит голов­ня. Мать Меле­а­г­ра, узнав об этом, сохра­ни­ла недо­го­рев­шую голов­ню, а затем, раз­гне­вав­шись на сына, бро­си­ла ее в огонь.

Пись­мо деся­тое

АРИАДНА — ТЕСЕЮ

 

Тесей, обре­чен­ный на съе­де­ние Мино­тав­ру и отправ­лен­ный для это­го из Афин на Крит, был спа­сен полю­бив­шей его Ари­ад­ной, чья путе­вод­ная нить выве­ла его из Лаби­рин­та. Ари­ад­на после­до­ва­ла за Тесе­ем в Афи­ны, но была поки­ну­та им на ост­ро­ве Нак­со­се. Тесей сде­лал это по тре­бо­ва­нию Вак­ха, но об этом в пись­ме, есте­ствен­но, нет упо­ми­на­ния. Пря­мым про­дол­же­ни­ем пись­ма явля­ет­ся посвя­щен­ный Ари­адне фраг­мент в «Нау­ке люб­ви» (I, 527—564).
29. …послу­жи­ли… вет­ры… — По пред­став­ле­ни­ям древ­них, чело­век видит пред­ме­ты пото­му, что их «обра­зы» раз­но­сят­ся по возду­ху; вет­ры доно­сят до Ари­ад­ны изда­ли «образ» кораб­ля.
47. Оги­гий­ский бог — Вакх, родив­ший­ся в Бео­тий­ских Фивах; Оги­гия — Бео­тия, назван­ная так по име­ни мифи­че­ско­го царя.
99. Анд­ро­гей — кри­тя­нин, уби­тый афи­ня­на­ми (жите­ля­ми Кек­ро­по­вой зем­ли — Атти­ки, древ­ней­шим царем кото­рой был Кек­роп). Во искуп­ле­ние это­го убий­ства Афи­ны долж­ны были посы­лать на Крит в жерт­ву Мино­тав­ру по семь юно­шей и деву­шек еже­год­но.

Пись­мо один­на­дца­тое

КАНАКА — МАКАРЕЮ

Миф о люб­ви Кана­ки к бра­ту был раз­ра­ботан Еври­пидом в не дошед­шей до нас тра­гедии «Кана­ка». Овидий точ­но сле­ду­ет тра­ди­ци­он­ной вер­сии, есте­ствен­ным обра­зом остав­ляя за пре­де­ла­ми пись­ма лишь раз­вяз­ку — само­убий­ство Мака­рея после гибе­ли Кана­ки. В то же вре­мя Овидий отож­дествля­ет отца Кана­ки и Мака­рея Эола — вну­ка Дев­ка­ли­о­на, мифи­че­ско­го пра­ро­ди­те­ля эолий­цев, — с богом Эолом, пове­ли­те­лем вет­ров.

Пись­мо две­на­дца­тое

МЕДЕЯ — ЯСОНУ

В раз­ра­бот­ке одно­го из извест­ней­ших мифи­че­ских сюже­тов Овидий ком­би­ни­ру­ет моти­вы, заим­ст­во­ван­ные из «Арго­нав­ти­ки» Апол­ло­ния Родос­ско­го, с неко­то­ры­ми моти­ва­ми из «Медеи» Еври­пида.
8. Фрикс — фиван­ский царе­вич, спа­сен­ный от пре­сле­до­ва­ний маче­хи мате­рью, кото­рая посла­ла ему бара­на с золотым руном, пере­нес­ше­го его в Кол­хиду.
9. Арго маг­не­сий­ский. — Маг­не­сия — при­бреж­ная область Фес­са­лии, откуда отча­лил Арго.
27. Эфи­ра — ста­рин­ное назва­ние Корин­фа.
62. Сест­ра Медеи была женой Фрик­са и помо­га­ла арго­нав­там, спас­шим ее детей после кораб­ле­кру­ше­ния. Сце­на ноч­но­го визи­та сест­ры к Медее заим­ст­во­ва­на у Апол­ло­ния.
121. Сим­плега­ды — стал­ки­ваю­щи­е­ся ска­лы, меж­ду кото­ры­ми про­плыл Арго.
125—126. Три­на­крий­ские вол­ны — море у бере­гов Сици­лии (Три­на­крии), где лока­ли­зо­ва­лись Сцил­ла и Харибда (та, что в утро­бу воды вби­ра­ет). Сцил­ла отож­дествля­ет­ся здесь Овиди­ем со Сцил­лой — доче­рью Ниса, погу­бив­шей отца из люб­ви к Мино­су и затем отверг­ну­той воз­люб­лен­ным.
129. Пели­а­ды — доче­ри Пелия.

Пись­мо три­на­дца­тое

ЛАОДАМИЯ — ПРОТЕСИЛАЮ

Про­те­си­лай, царе­вич фес­са­лий­ско­го горо­да Фила­ки, отпра­вил­ся под Трою, едва успев женить­ся на Лаода­мии. Несмот­ря на пред­ска­за­ние ора­ку­ла, что пер­вый сту­пив­ший на тро­ян­ский берег ахе­ец погибнет, Про­те­си­лай выса­дил­ся пер­вым и пал от руки Гек­то­ра. Лаода­мия после его смер­ти покон­чи­ла с собой. Пол­ное пред­чув­ст­вий пись­мо Лаода­мия пишет мужу в Авлиду, где про­тив­ный ветер задер­жал ахей­ский флот.
25. Акаст — сын Пелия, отец Лаода­мии.
33. Дву­ро­гий — Вакх.
45. Тенар­ская жена — Еле­на (Тенар — мыс в Лако­нии).
85. Оклик­нуть ухо­дя­ще­го счи­та­лось дур­ной при­ме­той, как и спо­ткнуть­ся при выхо­де за порог.

Пись­мо четыр­на­дца­тое

ГИПЕРМНЕСТРА — ЛИНКЕЮ

 

Данай, пото­мок Эпа­фа, сына Юпи­те­ра и Ио, был сверг­нут с пре­сто­ла сво­им бра­том Егип­том и бежал в Аргос после того, как Египт потре­бо­вал доче­рей Даная в жены сво­им сыно­вьям. Настиг­ну­тый пого­ней Данай вынуж­ден был согла­сить­ся на этот брак, но при­ка­зал всем Дана­идам умерт­вить мужей. Ослу­ша­лась отца одна Гиперм­не­стра, кото­рая была за это зато­че­на в тем­ни­цу, но впо­след­ст­вии спа­се­на Вене­рой. Лин­кей же из мести убил Даная.
23. Ина­хиды — потом­ки реч­но­го бога Ина­ха, отца Ио. Пеласг — царь Аргоса, при­ютив­ший Дана­ид.
73. Белид — пото­мок Бела, отца Даная и Егип­та.
85. Жена — Ио, из рев­но­сти пре­вра­щен­ная Юно­ной в коро­ву, а затем, после дол­гих ски­та­ний, при­быв­шая в Еги­пет, где она пре­вра­ти­лась в боги­ню Иси­ду.

Пись­мо пят­на­дца­тое
САФО — ФАОНУ

 

Имя лес­бос­ской поэтес­сы Сафо (VII в. до н. э.) было уже в древ­но­сти окру­же­но леген­да­ми. Самая извест­ная из них — о ее несчаст­ной люб­ви к Фао­ну, кото­ро­му Вене­ра дала неувядае­мую юность и свой­ство пле­нять всех жен­щин. Когда Фаон пере­се­лил­ся в Сици­лию, Сафо покон­чи­ла с собой, бро­сив­шись в море со скал Актий­ско­го мыса на запад­ном бере­гу Гре­ции, про­тив ост­ро­ва Лев­ка­да.
11. Тифе­е­ва Этна. — Под Этной погре­бен Тифей — изры­гаю­щее огонь чудо­ви­ще, пора­жен­ное мол­нией Юпи­те­ра.
15. Метим­на, Пир­ра — горо­да на Лес­бо­се.
27. Пега­сиды — Музы.
35. Анд­ро­меда, спа­сен­ная Пер­се­ем дочь царя Кефея, была эфи­оп­кой.
63. Брат Сафо Харакс полю­бил гете­ру и разо­рил­ся из-за нее, в чем Сафо неод­но­крат­но упре­ка­ла его в сти­хах.
75. Зем­ля Ара­вий­ская сла­ви­лась бла­го­во­ни­я­ми.
139. Эрих­то — мифи­че­ская кол­ду­нья.
153. Исма­рий­ский — фра­кий­ский. Дав­лида — город в Фокиде, где Прок­на была пре­вра­ще­на в ласточ­ку.
165. На Актий­ском мысу нахо­дил­ся храм Апол­ло­на.