Овидий
Героиды
(перевод с латинского С.А. Ошеров)
Письмо первое ПЕНЕЛОПА — УЛИССУ
Письмо второе ФИЛЛИДА — ДЕМОФОНТУ
Письмо третье БРИСЕИДА — АХИЛЛУ
Письмо четвертое ФЕДРА — ИППОЛИТУ
Письмо пятое ЭНОНА — ПАРИСУ
Письмо шестое ИПСИПИЛА — ЯСОНУ
Письмо седьмое ДИДОНА — ЭНЕЮ
Письмо восьмое ГЕРМИОНА — ОРЕСТУ
Письмо девятое ДЕЯНИРА — ГЕРКУЛЕСУ
Письмо десятое АРИАДНА — ТЕСЕЮ
Письмо одиннадцатое КАНАКА — МАКАРЕЮ
Письмо двенадцатое МЕДЕЯ — ЯСОНУ
Письмо тринадцатое ЛАОДАМИЯ — ПРОТЕСИЛАЮ
Письмо четырнадцатое ГИПЕРМНЕСТРА — ЛИНКЕЮ
Письмо пятнадцатое САФО — ФАОНУ
_________________________________________
ПРИМЕЧАНИЯ
Письмо первое
ПЕНЕЛОПА — УЛИССУ
Ситуация, которая описана в письме, заимствована из «Одиссеи», откуда взяты и поездка Телемаха в Пилос к Нестору и в Спарту к Менелаю, предпринятая против воли женихов, устроивших на него засаду; и имена женихов, неверных слуг Одиссея, нищего Ира и т. д.
5. Соблазнитель — Парис.
17. Патрокл вышел в битву в доспехах Ахилла (см. «Илиада», XVI).
36. Гектор, убитый Ахиллом, был привязан им к колеснице, которая трижды проволокла труп вокруг стен Трои (см. «Илиада», XXII, 395—405).
39. Долон — троянский лазутчик, убитый Диомедом и Улиссом во время ночного нападения на стан Реса (см. «Илиада», X, 314—464).
52. …победители там пашут… — Овидий приписывает гомеровским грекам римский обычай основывать колонии на месте завоеванных городов.
81. Икарий — отец Пенелопы.
Письмо второе
ФИЛЛИДА — ДЕМОФОНТУ
Филлида, фракийская царевна, приютила у себя сына Тесея и Федры Демофонта и стала его возлюбленной. Демофонт, вернувшийся в Афины, обещал приехать, но не успел вернуться к назначенному сроку, и Филлида повесилась. Боги превратили ее в миндальное дерево, которое расцвело, когда Демофонт обнял его ствол.
6. Актея — Аттика.
16. Гебр — река во Фракии.
37. Дед Демофонта — Нептун, отец Тесея.
42. Светоченосные богини — Церера и Прозерпина, чтившиеся в Элевсинских мистериях — тайном культе в Аттике.
67. Эгиды — потомки Эгея, земного отца Тесея.
69—72. Перечисляются подвиги Тесея: умерщвление полубыка-получеловека Минотавра, разбойников Скирона и Прокруста, победа над кентаврами, затеявшими распрю на свадьбе друга Тесея Пирифоя, царя лапифов, и спуск вместе с последним в Аид.
76. Критская жена — Ариадна.
87. Бистонская гладь — Бистонский залив во Фракии.
111. Ликург — мифический фракийский царь.
113. Родопа, Гем — горные цепи во Фракии.
Письмо третье
БРИСЕИДА — АХИЛЛУ
Ситуация заимствована из «Илиады», как и многие детали: имена вестников Агамемнона, уводивших Брисеиду, история посольства к Ахиллу, участники которого — Аякс, Феникс и Улисс — предлагали Ахиллу от имени Агамемнона вернуть Брисеиду и послать почетные дары, и угроза Ахилла уехать из-под Трои, и упоминание о том, как Ахилл во время ссоры поднял меч на Агамемнона.
45. Лирнесс — родной город Брисеиды, союзный с Троей и разрушенный Ахиллом.
74. Нерей — морской старен, отец Фетиды, матери Ахилла.
92. Сын Инея — Мелеагр, отказавшийся участвовать в войне после того, как убил своего дядю и был проклят матерью, но потом отогнавший врагов от города по просьбе жены.
129. Тевкра брат — Аякс.
151. Нептуновы стены Пергама. — Стены Трои, построенные Нептуном и Аполлоном.
Письмо четвертое
ФЕДРА — ИППОЛИТУ
Миф о Федре принадлежит к числу известнейших; в его разработке Овидий частично опирается на трагедию Еврипида «Ипполит». Федра — сестра Ариадны, дочь Миноса и Пасифаи, родившей от противоестественной любви к быку Минотавра. Ипполит — незаконный сын Тесея и амазонки Антиопы. Во время «написания письма» Тесей находится в Аиде, куда он спустился вместе с Пирифоем.
47—48. Фиада — вакханка. …те, что в тимпан бьют… — корибанты, жрецы экстатического культа Кибелы, почитавшейся на троянской горе Иде.
67. Элевсин в Аттике — центр мистериального культа Цереры; как место первой встречи Ипполита и Федры его называет Еврипид.
91. Лук хранили обычно со спущенной тетивой, натягивая ее лишь перед охотой или перед боем.
93. Кефал получил в подарок от Авроры бьющий без промаха дрот.
99. Сын Инея — Мелеагр, полюбивший Аталанту во время охоты на чудовищного вепря и отдавший ей трофеи этой охоты — шкуру и голову зверя.
107. Трезен — город в Арголиде, неподалеку от Истмийского перешейка; царем Трезена был Питфей, дед Тесея по матери.
115—116. Брат — Минотавр, сестра — Ариадна.
119. От меча Тесея погибла… — По одной из версий мифа, Антиопа, брошенная Тесеем, напала на его дом во время его свадьбы с Федрой и была им убита.
159. Мой предок — бог солнца, отец Пасифаи.
Письмо пятое
ЭНОНА — ПАРИСУ
По мифам, Парис, сын Приама и Гекубы, сразу после рождения был унесен на Иду и брошен там, потому что Гекубе накануне его рождения приснилось, будто она родила горящий факел. На Иде Парис, подобранный пастухами, пас стада, но затем во время игр в Трое был узнан. Энона, дочь речного бога, была его женой до тех пор, пока Парис не отверг ее ради Елены. Во время Троянской войны, когда Парис был смертельно ранен, Энона, которая одна знала нужное лекарство, из мести отказалась исцелить его.
93—95. Полидамант — троянский прорицатель, друг Гектора; подал однажды совет отступить перед ахейцами. Деифоб — брат Гектора и Париса. Антенор — знатный троянец, сторонник выдачи Елены Менелаю и мира с ахейцами.
113. Сестра — Кассандра.
127. Тесей похитил Елену до ее брака с Менелаем, но братья Елены Кастор и Поллукс отбили ее.
152. …пас ферейских коров… — Аполлон, влюбленный в царя Фер в Фессалии Адмета, пас у него коров.
Письмо шестое
ИПСИПИЛА — ЯСОНУ
В разработке ситуации Овидий исходит из поэмы Аполлония Родосского «Аргонавтика» и, возможно, из не дошедшей до нас трагедии Еврипида «Ипсипила». Ипсипила — царица острова Лемнос, на котором женщины перебили всех мужчин за то, что мужья стали изменять им с фракийскими пленницами. Только Ипсипила тайно спасла своего отца Фоанта, сына Вакха и Ариадны. По дороге в Колхиду аргонавты остановились на Лемносе, и лемниянки оставили их у себя, чтобы иметь от них детей. Ипсипила, родившая от Ясона двух сыновей (по более распространенной версии — одного сына), вскоре была изгнана с Лемноса, так как обнаружилось, что она спасла отца.
10. Марсовы быки — медноногие, выдыхавшие пламя быки, запрячь которых Ээт заставил Ясона. Дальнейшее испытание Ясона состояло в том, что он должен был вспахать на них поле, засеять его зубами дракона, а взошедших из этих зубов воинов истребить. Ясон смог сделать это все лишь с помощью Медеи, которая дала ему волшебную мазь и научила стравить землеродных воинов в междоусобной схватке.
47—48. Минийцы — аргонавты, названные так в честь их предка, фессалийского героя Миния. Тритония — Минерва, строительница Арго. Тифий — кормчий Арго.
107. Танаис — Дон.
122. Луцина — римская богиня, помогающая при родах.
129. …разбросала брата останки… — Медея, стараясь задержать пустившихся за нею в погоню колхов, убила своего брата Апсирта и, расчленив его тело, разбросала его по кускам.
Письмо седьмое
ДИДОНА — ЭНЕЮ
Ситуация заимствована из IV книги «Энеиды» Вергилия; многие стихи Овидия являются перифразами из нее. Дидона, царевна финикийского Тира, бежала оттуда после того, как брат ее Пигмалион убил ее мужа Сихея. Прибыв в Африку, Дидона основала Карфаген, к берегам которого буря прибила вскоре Энея. Благодаря проискам Венеры он стал возлюбленным Дидоны, однако вскоре боги призвали его плыть дальше в Италию, где ему суждено было создать новое царство. После отплытия Энея Дидона покончила с собой, пронзив себя подаренным Энеем мечом.
1. Меандр — река в Малой Азии.
75. Юл (Асканий) — сын Энея и дочери Приама Креусы, потерявшейся во время бегства Энея из горящей Трои.
80. Отца своего Анхиза Эней вынес из горящей Трои на плечах.
93—96. Ср. у Вергилия, IV, 161—162, 165—169:
Громкий рокот меж тем потряс потемневшее небо,
Черная туча пришла, чреватая градом и бурей…
В темной пещере вдвоем троянский вождь и Дидона
Скрылись. Тотчас Земля и Юнона, вершащая браки,
Подали знак: огнями эфир, соучастник союза,
Вспыхнул, и воплями нимф огласились окрестные горы.
102. Элисса — второе имя Дидоны.
125. Ярба — царь племени гетулийцев, сватавший Дидону.
191. Анна — сестра Дидоны, наперсница ее любви к Энею.
Письмо восьмое
ГЕРМИОНА — ОРЕСТУ
Для заострения драматической ситуации Овидий пользуется той версией мифа, согласно которой Гермиона, дочь Менелая и Елены, была выдана отцом Елены Тиндареем за Ореста, сына Агамемнона и Клитемнестры. Под Троей Менелай обещал отдать дочь в жены Пирру (Неоптолему), сыну Ахилла, участнику взятия города. Гермиона была отнята у Ореста, однако впоследствии Орест подстерег Неоптолема в Дельфах и убил его.
13. Андромаха, вдова Гектора, была в плену рабыней и наложницей Неоптолема.
45. Внук Тантала — Агамемнон.
49. Страшное дело — месть Ореста за Агамемнона его убийцам — Клитемнестре и ее любовнику Эгисфу.
67. Птица потоков — лебедь, в образе которого Юпитер соединился с Ледой.
70. Пришлец — выходец из Малой Азии Пелоп, похитивший царевну Элиды Гипподамию.
72. Город Мопсопа — Афины, названные так по имени их мифического царя. Имеется в виду похищение Елены Тесеем.
78. Феба — дочь Леды и Тиндарея.
112. Тело скиросское. — Неоптолем родился на острове Скиросе у Ахилла и царевны Деидамии.
Письмо девятое
ДЕЯНИРА — ГЕРКУЛЕСУ
Геркулес сватал Иолу, дочь Эврита, царя этолийского города Эхалии, но был отвергнут. Спустя несколько лет он взял Эхалию и увел Иолу в плен. Жена Геркулеса Деянира послала ему одежду, пропитанную кровью кентавра Несса, который пытался когда-то похитить ее, но был убит ядовитой стрелой Геркулеса и, умирая, обманул Деяниру, сказав, что его кровь поможет ей вернуть любовь мужа. Большое отступление посвящено рабству Геркулеса у лидийской царицы Омфалы, которое в поздних мифах было переосмыслено как любовное рабство, вместо искупительного, как было в более ранних версиях.
16. …в обоих домах… — на западе и на востоке.
26. Сфенелид — Эврисфей, сын Сфенела.
49. Авга — нимфа и жрица храма Афины на горе Парфений, соблазненная Геркулесом и родившая от него сына Телефа.
54. Сарды — столица Лидии, царства Омфалы.
64. Тополь — священное дерево Геркулеса.
67. Диомед — фракийский царь, кормивший своих коней человечиной.
69. Бусирид — египетский царь, приносивший в жертву чужестранцев и убитый Геркулесом.
97—98. …о том, кому ты… горло зажал… — об Антее.
99. Конная толпа — кентавры, побежденные Геркулесом.
103. Ярданова дочь — Омфала.
139—140. Ахелой — речной бог, в образе быка боровшийся с Геркулесом за право жениться на Деянире (см. «Метаморфозы», IX, 1—100).
153. Агрий — брат Инея, дети которого свергли дядю с престола.
155. Тидей — сын Инея, изгнанный за убийство родственников.
156. Брат — Мелеагр, жизнь которого должна была оборваться в тот миг, когда сгорит головня. Мать Мелеагра, узнав об этом, сохранила недогоревшую головню, а затем, разгневавшись на сына, бросила ее в огонь.
Письмо десятое
АРИАДНА — ТЕСЕЮ
Тесей, обреченный на съедение Минотавру и отправленный для этого из Афин на Крит, был спасен полюбившей его Ариадной, чья путеводная нить вывела его из Лабиринта. Ариадна последовала за Тесеем в Афины, но была покинута им на острове Наксосе. Тесей сделал это по требованию Вакха, но об этом в письме, естественно, нет упоминания. Прямым продолжением письма является посвященный Ариадне фрагмент в «Науке любви» (I, 527—564).
29. …послужили… ветры… — По представлениям древних, человек видит предметы потому, что их «образы» разносятся по воздуху; ветры доносят до Ариадны издали «образ» корабля.
47. Огигийский бог — Вакх, родившийся в Беотийских Фивах; Огигия — Беотия, названная так по имени мифического царя.
99. Андрогей — критянин, убитый афинянами (жителями Кекроповой земли — Аттики, древнейшим царем которой был Кекроп). Во искупление этого убийства Афины должны были посылать на Крит в жертву Минотавру по семь юношей и девушек ежегодно.
Письмо одиннадцатое
КАНАКА — МАКАРЕЮ
Миф о любви Канаки к брату был разработан Еврипидом в не дошедшей до нас трагедии «Канака». Овидий точно следует традиционной версии, естественным образом оставляя за пределами письма лишь развязку — самоубийство Макарея после гибели Канаки. В то же время Овидий отождествляет отца Канаки и Макарея Эола — внука Девкалиона, мифического прародителя эолийцев, — с богом Эолом, повелителем ветров.
Письмо двенадцатое
МЕДЕЯ — ЯСОНУ
В разработке одного из известнейших мифических сюжетов Овидий комбинирует мотивы, заимствованные из «Аргонавтики» Аполлония Родосского, с некоторыми мотивами из «Медеи» Еврипида.
8. Фрикс — фиванский царевич, спасенный от преследований мачехи матерью, которая послала ему барана с золотым руном, перенесшего его в Колхиду.
9. Арго магнесийский. — Магнесия — прибрежная область Фессалии, откуда отчалил Арго.
27. Эфира — старинное название Коринфа.
62. Сестра Медеи была женой Фрикса и помогала аргонавтам, спасшим ее детей после кораблекрушения. Сцена ночного визита сестры к Медее заимствована у Аполлония.
121. Симплегады — сталкивающиеся скалы, между которыми проплыл Арго.
125—126. Тринакрийские волны — море у берегов Сицилии (Тринакрии), где локализовались Сцилла и Харибда (та, что в утробу воды вбирает). Сцилла отождествляется здесь Овидием со Сциллой — дочерью Ниса, погубившей отца из любви к Миносу и затем отвергнутой возлюбленным.
129. Пелиады — дочери Пелия.
Письмо тринадцатое
ЛАОДАМИЯ — ПРОТЕСИЛАЮ
Протесилай, царевич фессалийского города Филаки, отправился под Трою, едва успев жениться на Лаодамии. Несмотря на предсказание оракула, что первый ступивший на троянский берег ахеец погибнет, Протесилай высадился первым и пал от руки Гектора. Лаодамия после его смерти покончила с собой. Полное предчувствий письмо Лаодамия пишет мужу в Авлиду, где противный ветер задержал ахейский флот.
25. Акаст — сын Пелия, отец Лаодамии.
33. Двурогий — Вакх.
45. Тенарская жена — Елена (Тенар — мыс в Лаконии).
85. Окликнуть уходящего считалось дурной приметой, как и споткнуться при выходе за порог.
Письмо четырнадцатое
ГИПЕРМНЕСТРА — ЛИНКЕЮ
Данай, потомок Эпафа, сына Юпитера и Ио, был свергнут с престола своим братом Египтом и бежал в Аргос после того, как Египт потребовал дочерей Даная в жены своим сыновьям. Настигнутый погоней Данай вынужден был согласиться на этот брак, но приказал всем Данаидам умертвить мужей. Ослушалась отца одна Гипермнестра, которая была за это заточена в темницу, но впоследствии спасена Венерой. Линкей же из мести убил Даная.
23. Инахиды — потомки речного бога Инаха, отца Ио. Пеласг — царь Аргоса, приютивший Данаид.
73. Белид — потомок Бела, отца Даная и Египта.
85. Жена — Ио, из ревности превращенная Юноной в корову, а затем, после долгих скитаний, прибывшая в Египет, где она превратилась в богиню Исиду.
Письмо пятнадцатое
САФО — ФАОНУ
Имя лесбосской поэтессы Сафо (VII в. до н. э.) было уже в древности окружено легендами. Самая известная из них — о ее несчастной любви к Фаону, которому Венера дала неувядаемую юность и свойство пленять всех женщин. Когда Фаон переселился в Сицилию, Сафо покончила с собой, бросившись в море со скал Актийского мыса на западном берегу Греции, против острова Левкада.
11. Тифеева Этна. — Под Этной погребен Тифей — изрыгающее огонь чудовище, пораженное молнией Юпитера.
15. Метимна, Пирра — города на Лесбосе.
27. Пегасиды — Музы.
35. Андромеда, спасенная Персеем дочь царя Кефея, была эфиопкой.
63. Брат Сафо Харакс полюбил гетеру и разорился из-за нее, в чем Сафо неоднократно упрекала его в стихах.
75. Земля Аравийская славилась благовониями.
139. Эрихто — мифическая колдунья.
153. Исмарийский — фракийский. Давлида — город в Фокиде, где Прокна была превращена в ласточку.
165. На Актийском мысу находился храм Аполлона.