Александр Блок , стих «Ночь, улица, фонарь, аптека»
«Ночь, улица, фонарь, аптека» — Так начинается знаменитые два четверостишья, составляющие вторую части поэмы «Пляски смерти»
.
Текст стихотворения
Ночь, улица, фонарь, аптека…
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
История создания
Само стихотворение Блок написал в октябре 1912 года. Тогда поэт жил в доме на углу улицы Марата и Кузнечного переулка.
В 1909 году умирают его отец и приемный сын, поэт испытывает очень глубокие страдания. Весь мир ему кажется чудовищным и грязным. К нему часто приходят размышления о человеческой жизни из которой нет выхода, а жизнь и смерть он считает связанными явлениями, постоянной сменой физической оболочки, в которой, как в клетке, обречена существовать душа.
Позже стихотворение полностью вошло в поэму «Пляски смерти», которую он написал в 1915 году и наиболее точно отразило суть поэмы и настроения Александра в это военное и предреволюционное время.
В этот период Первой мировой войны к нему приходит ощущение ужасов мира на фоне трагедий политизированных и наполненных ненавистью соотечественников. Безысходность течения событий подавляет личность.
В 1914 году Петербург был переименован в Петроград, а Петергоф в “Петрушкин двор”. Началась вакханалия против всего немецкого.
В Петрограде продолжались погромы заведений, принадлежащих немцам, повальное отрицание всего, что было связано с немецкой культурой. Происходила травля лиц, носивших немецкую фамилию. Было разграблено немецкое посольство. Под запретом оказалась немецкая речь.
1915 год так же был переполнен множеством событий, связанных с войной. В начале года Германия объявила блокаду Англии и в Санкт-Петербурге прошла массовая манифестация в поддержку Англии. Толпы народа шли по Невскому проспекту с портретами императорской фамилии и короля Англии.
Полиция закрывается клуб артистов и поэтов “Бродячая собака” из-за драки Владимира Маяковского.
Постоянно производится набор в войска. Сформирована первая в истории русской армии зенитная батарея на автомобилях.
Николай II отверг какие-либо попытки мирных переговоров с Германией. Отказал дании быть посредником между Россией и Германией.
В Зимнем дворце открылся госпиталь для раненых.
Светские балы и народные праздники уже не были актуальны, зато стали процветать всякие увеселительные заведения и рестораны.
Стачечное движение приняло большой размах; всего в губернии, т. е. главным образом в самом Петрограде, было 125 стачек, в которых участвовало 130 тыс. человек.
На фоне всех этих событий религиозность и мистицизм поэта позволили ощутить мир мертвых, которые властвуют над миром живых в быту и в повседневности.
Анализ стихотворения: ночь, улица, фонарь, аптека, канал.
Александр Блок относится к поэтам символистам серебряного века русской поэзии.
Метафора в стихотворениях Блока становится символом, способным проникнуть в тайный смысл жизни.
Использование лексически несовместимых, противоречивых сочетаний, употребление слов одновременно в прямом и переносном значении «бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь канала», «умрешь – начнёш» символически открывают новое видение жизни, новый смысл слов.
Фонарь – как символ стремления к духовности, аптека – как средства исцеления, улица – как пространство обитания – городская среда Петрограда и сама Россия. Ночь — как социальный хаос.
Мир охвачен темнотой ночи, сквозь которую не пробиться свету фонаря, его не хватает на освещение пространства улицы, поэтому просвещение и стремление к духовности «бессмысленно», не способный внести изменения в общество, погрязшее в убийствах, алчности и разврате.
Бесконечность беспросветности повседневного бытия, безвыходность из состояния постоянного хаоса ночи холодит и тревожит душу автора «ледяной рябью» и пугает разверзшейся пропастью «канала» — мрачного, бездонного и равнодушного.
В этой холодности и беспросветности, теряется смысл жизни. Жить ради удовольствий и удовлетворения бессмысленных страстей означает для поэта потерю души и погружение во мрак.
Безысходность и ужас царят в тонко чувствующей поэтической душе. Автор не видит конца происходящему хаосу и способов выйти из него «Исхода нет».