Корней Чуковский — Биография и творчество.

Корней Иванович Чуковский

            Биография и творчество.

                               (1882 — 1969)

Портрет Чуковскоо
Портрет кисти И.Е. Репина, 1910 г.

Родился Николай Корнейчуков 19 (31) марта 1882 года в Санкт-Петербурге.

Основные астрологические данные на 19 марта 1882г.

Соединение Солнца и Луны, Меркурий  в Рыбах.

Венера в Овне.

Марс в Раке.

Юпитер, Сатурн, Нептун, Плутон, Хирон — в Тельце.

Уран, Прозерпина, Черная Луна  в Деве.

Раху в Стрельце, Кету в Близнецах.

Белая Луна в Водолее.

Отец — почетный гражданин Одессы  Эммануил Соломонович Левенсон (1851—1920), в семье которого жила прислугой мать Николая — Екатерина Осиповна Корнейчукова по социальной принадлежности — крестьянка. Брак был незаконный и Николай с его старшей сестрой Марией являлись незаконно рожденными детьми в метриках которых отец не был указан.

Когда отец вступил в законный брак, Екатерина Осиповна вместе с детьми уехала из Санкт-Петербурга в Одессу, где и провел свое детство Николай.

Мать  Николая и Марии была гордой и хозяйственной женщиной. Её можно было принять за благородную даму по одежде и манере поведения, хотя она вынуждена была работать прачкой, чтобы прокормить семью.   

Семья вначале жила в Одессе на Новорыбинской улице.

1887 — Мать с детьми переезжают на Канатный переулок. Николай ходит в детский сад мадам Бехтеевой, а затем поступает в гимназию.

В 1886 году (учился в пятом классе) его исключили из учебного заведения в соответствии с  «Циркуляром о кухаркиных детях», согласно которому в школе могли обучаться только те дети, которые были рождены в законном браке, а Корнейчуков под эту категорию не подходил, как незаконнорожденный и из-за социального статуса — сын крестьянки. После исключения из гимназии он пошел работать, чтобы помочь матери — разносил газеты, расклеивал афиши, чистил крыши.

Отсутствие отца  и записи об отцовстве в метрике приносили Николаю глубокие страдания и  отдаляли его от сверстников. Он много читает, увлекается  литературой, философией, учит английский язык по доступным книгам и самоучителям, особенно ему помог самоучитель английского языка профессора Оллендорфа, активно интересуется всеми происходящими в городе и стране событиями, начинает писать стихи. Мерилом человеческой правоты и душевной прямизны для него становится Чехов.

Николай стал уже зарабатывать умственным трудом — давал уроки, как репетитор.

Вот вложенное в дневник письмо 1898 или 1899 года: «Утром даю уроки, объясняю, что мужеский род имеет преимущество пред женским и что Бог есть дух, но (!) в 3-х лицах, смотрю на толстые ноги моей ученицы и удивляюсь, как это при таких толстых ногах можно изучать придаточные предложения…»

Учителем Николай оказался несолидным: «Уже на втором или третьем уроке я вступал со своими питомцами в длинные разговоры о посторонних вещах – о том, как ловить тарантулов, как делать камышовые стрелы, как играть в пиратов и разбойников, а также о подвигах Уточкина, о „Копях царя Соломона“, о приключениях Шерлока Холмса».

«Сколько я ни пыжился, мне никак не удавалось напускать на себя солидность и строгость. Не помогали ни длинные волосы, ни толстая суковатая палка, которой во время ходьбы я внушительно стучал по камням тротуара…»

Один из последних его учеников Володя Швейцер описывает Николая, как «длинноногого, длиннорукого юношу в гимназической куртке, рукава которой, казалось, были ему коротки», его «полные румяные губы, а над ними увесистый любопытный нос, смеющиеся светлые глаза и над ними низко остриженные черные, еще мокрые от мытья волосы» Особым образом он описывает речь учителя, удивительную и ни на что не похожую: «это был особенный, со своим внутренним ритмом, певучий и бравурный речитатив».

В 1901 году друг Николая по гимназии В.Е. Жаботинский рекомендует его редакции «Одесских новостей», для которых Николай пишет свои первые статьи и выбирает себе псевдоним Корней Чуковский. Газета предлагает ему постоянную работу корреспондентом и выплачивает молодому автору приличные гонорары. Появившиеся доходы позволяют юноше существенно облегчить труд матери по содержанию семьи.

В это время постоянным другом и собеседником Корнея становится Мария  Борисовна Гольдфельд — девушка из состоятельной семьи,  дочь бухгалтера частной конторы Арона-Берга Рувимовича Гольдфельда. Молодые люди влюбляются друг в друга, но разное социальное происхождение не позволяет им получить согласие родителей девушки на брак.

В 1902-1903 годах Чуковский становится одним из лучших одесских журналистов.

В начале 1903 года он едет в Москву и Петербург, знакомится со многими писателями и чуть ли не со всеми литераторами, но работу не находит.

В мае 1903 году «Одесские новости» направляют Корнея Чуковского корреспондентом в Лондон.

Перед поездкой Чуковский тайно венчается с Марией, которая принимает христианство:

В церковных книгах Крестовоздвиженской церкви есть запись о крещении от 24 мая 1903 года: «Просвещена св. крещением Одесская мещанка Мария Ааронова-Берова Гольдфельд, иудейского закона, родившаяся 6 июня 1880 г. Во св. крещении наречена именем Мария, в честь св. равноапостольныя Марии Магдалины, празднуемой св. Церковью 22 июля».

26 мая в метрической книге той же Крестовоздвиженской церкви, где крестилась Мария Борисовна, появилась новая запись: «Жених: Ни к какому обществу не приписанный Николай Васильев Корнейчуков, православного вероисповедания, первым браком, 21 года. Невеста: Одесская мещанка Мария Борисова Гольдфельд, православного вероисповедания, первым браком, 23 лет. Поручители. По женихе: бывший студент Александр Сергеев Вознесенский и Никопольский мещанин Владимир Евгеньев Жаботинский; по невесте: Одесский мещанин Юлий Абрамов Ямпольский и врач Спиридон Герасимов Макри».

Жених был беден, как церковная мышь. Невеста удрала из дома. Оба собирались в чужую страну, не имея решительно ничего, кроме отчаянной храбрости или юной беспечности. Медовый месяц, первая заграница… кто же отказывается от таких предложений?  Чуковский пишет: «На свадьбу пришли все одесские журналисты, принесли массу цветов.  Когда мы вышли из церкви, я сказал: „Что мне цветы? Мне деньги нужны“. Снял шапку и пошел собирать. Все смеялись и бросали. в шапку деньги. Получилась порядочная сумма. Еще дал денег в долг Короленко которому сказали, что появился талантливый журналист, ему не на что ехать в Англию, потому что газета не в состоянии оплатить проезд».

Газета обещала 100 рублей ежемесячно. В первой половине июня молодожены выехали в Лондон поездом – веселые, счастливые.

В Лондоне Корней пишет статьи не только для «Одесских новостей», но и для «Южного обозрения» и некоторых киевских газет.

Но вскоре гонорары из России поступают все реже и реже и прекращаются совсем. Причиной прекращения денежных поступлений из Одессы стало то, что градоначальник запретил розничную продажу «Одесских новостей».

Беременную Марию Корней отправляет в Одессу, а сам ищет способы подрабатывать — переписывает каталоги русских книг в Британском музее.

2 июня 1904 года ему приходит телеграмма о рождении сына — Николая.

В начале сентября 1904 г.  Корней, накопив денег на дорогу, возвращается в Одессу.

С октября 1904 года пытается зарабатывать разными способами — пишет статьи в газеты и читает лекции.

В конце 1904 года  в России начались революционные брожения, зате 9 января 1905 года — расстрел мирной демонстрации в Санкт-Петербурге.

В марте 1905 года уезжает в Петербург. Пишет оттуда заметки в Одесские газеты.

Революционные события захватили молодого журналиста полностью.

Николай, с детства привыкший к постоянной самозанятости и работе над собой никак не мог понять праздно шатающуюся  публику, мещанство, прожигание жизни, стяжательство, зарабатывание денег не для проживания, а для роскоши.

Он загорается новыми идеями революции. Наконец-то он устраивается работать в газету «Театральная Россия»  и знакомится со многими литераторами, издателями и людьми искусства, пишет револлюционные стихи.

Летом 1905 года он едет за женой и сыном в Одессу оказывается в гуще революционных событий. Он все время проводит на улицах восставшей революционной Одессы, возбужденной восстанием матросов на броненосце «Потемкин».

С друзьями он на лодке отправляется к восставшему броненосцу, но взобравшись на борт, как парализованные, не могли не сказать ни одного слова, почувствовав состояние безысходности и обреченности экипажа, просто приняли письма матросов и обещали доставить их родным.

В ночь на 15 июня 1905 года в Одессе начались погромы. Толпа двинулась в Гавань, разорять склады. В Гавани начался страшный пожар. Всех, бежавших из Гавани полиция расстреливала. Число жертв пожара и расстрелов было огромным.

21 июня 1905г в Одессе был установлен порядок.

30 августа Чуковский публикует последнюю свою статью в «Одесских новостях».

Осенью Чуковский уезжает в Санкт-Петербург с женой и годовалым сыном Николаем.

В Петербурге долго находился в поисках работы, голодал.

Жена не выдержала голодной жизни и бытовую неустроенность, и вместе сыном уехала к родителям в Одессу.

Однажды он попал на демонстрацию, которую разогнали казаки с нагайками. Добежав до «Биржевых новостей» рассказал о данной новости и ему выдали 5 рублей. Затем он нашел временную работу корректором в издательстве Сойкина.

17 октября 1905 г. Царский манифест объявил, в том числе, о свободе печати, отменил цензуру. Появляются журналы политической сатиры. Чуковский организует журнал “Сигнал” вместе с писателем

Осипом Дымовым,

 

 Олгой Чюминой,

 

Художником Петром Троянским,

 

студетом — поэтом Петром Потемкиным,

писателем Михаилом Арцибашевым.

С журналом согасились сотрудничать Тэффи,

Сологуб,

Валерий Брюсов.

Певец Леонид Собинов дал 500 рублей для журнала.

Куприн

привел издателя Бориса М.

Успех журнала вписал его в историю революционной журналистики.

Правительство начало бороться со свободными журналистами.

1 декабря 1905 г. Чуковского вызывают к судебному следователю. Ему предъявлены обвинения в  в оскорблении величества, в оскорблении членов императорской августейшей семьи , в потрясении основ государства и посадили в предварительную тюрьму на Шпалерной. Через девять дней его выпустили под залог, внесенный женой Куприна, однако обвинения не сняли.

Чуковского защищал адвокат Оскар Осипович Грузенберг и добился его оправдания.

 

 

 

 

 

Дело Чуковского—Чюминой слушалось несколько раз, и всякий раз Грузенберг придерживался одной и той же стратегии защиты: а вы докажите, что здесь идет речь именно о царе и членах его семьи. С чего вы это взяли, где это написано? Это вы сами придумали, г-н прокурор, что здесь говорится об особах императорской фамилии, вы, получается, сами их и оскорбляете. Уже в январе Петр Потемкин ехидничал в «Сигналах»: «Не будь прокуроров, скажи, кто оскорблял бы Его Величество?»

После выхода четвертого номера «Сигнала»  дело против Чуковского было возобновлено.  Чуковский опять попадает в тюрьму на Шпалерную, но в этот раз был выкуплен под залог, внесенный Ольгой Чюминой.

Чуковский устроился секретарем к Евгению Ляцкому – критику журнала «Вестник Европы», печатается в этом журнале, работает над архивом историка Александра Пыпина.

Осень 1906 -лето 1907. Чуковский печатается в “Родной земле” и “Ниве”.в

Пишет о театрах. Привлек к сотрудничеству Валерия Брюсова.

Осенью 1906 года Чуковский с женой и сыном приехали в Куоккалу (нынешнее Репино) и сняли дачу. Это была территория Финляндии и жизнь здесь была более спокойной, чем в городе, и жандармский надзор здесь был не так силен. Близость к столице и наличие железной дороги позволяло не оставлять работу в газетах и журналах. Куоккалу обживала творческая и научная интеллигенция России, превращая это место почти в культурный центр империи. Со временем в финских поселках у моря осели Леонид Андреев,

Илья Репин,

Валентин Серов,

к ним из Петербурга приезжали именитые гости.

В 1907 выходит его статья в “Игрушечная дума” в газете “Родная земля”. В статье он призывает литераторов прекратить заниматься политикой и начать заниматься литературой, писать о науке и культурной жизни.

Чуковский очень остро чувствовал эпоху и время, в котором живет. Уделял внимание всем мелочам жизни, видел и чувствовал ее пульс и биение пульса жизни. Революция кончилась, начались глухие года реакции. В обществе царит тоска и уныние, отчаяние и безразличие, несмотря на экономический подъем.

24 марта 1907 года у Чуковских родилась дочь — Лидия. Валерий Брюсов посвятил рожденной Лидии стихотворение, представив его в качестве приданного девочки.

К 1910-м годам в Куоккале поселке сложился свой дачный мир, свободный от множества столичных условностей и пронизанный счастливым творческим озорством.

Чуковский любил ходить босым, но в костюме.

Счастливое дуракаваляние Чуковского, Репина и их гостей во многом и создало особую куоккальскую культуру – «чудо веселья, развлечений, озорства, легкости общения, театральных и праздничных экспромтов» — “царство детей”.

Дачная жизнь позволяла Чуковскому соблюдать собственный режим – при его бессонницах и ярко выраженном трудоголизме это трудно переоценить, – и сократить круг вынужденного общения. Среди соседей были люди замечательные, и общение с ними было полноценным и насыщенным; пустопорожние и поверхностные разговоры в гостиных и редакциях ничего подобного дать не могли. Он освободился, наконец, от суеты, грязи, сырости большого города, от газетного и богемного окружения, от литературных кружков с либеральными адвокатами, кокетливыми дамами и прочими «фармацевтами», от пышного дурновкусия, от желтой прессы, в изобилии появившейся на пепелище революции. Куоккала дала Чуковскому спасительную изоляцию от мелочей, в которых утопал и продолжает утопать поныне всякий газетный работник, дала ту дистанцию и тишину, которая необходима, чтобы посмотреть на происходящее со стороны, выделить главное и сосредоточиться на нем. Может быть, еще и поэтому именно с осени 1906 года его критика становится более точной и четкой, ее объекты – менее случайными. Среди статей уже почти нет откровенных неудач, в них проявляется афористичность, воздушная легкость, парадоксальность. Возникают и постоянные темы.

Весной 1907 года в литературном приложении к «Ниве»вышла статья Чуковского «О современной русской поэзии»

в которой было отмечено, что в русской литературе впервые появился город. Город сделался творцом, город сделался созидателем новых ценностей, промышленных, культурных, социальных, этических. Город стал литературным субъектом, воздействующим на психику и состояние людей. Горожанин ни к чему не прилепляется душой. У него нет философии, нет системы, нет направления; все одинаково интересно, одинаково привлекательно – и случайно.

В статьях Чуковского начинает прослеживаться поиски души писателя через литературное творчество писателя, через его стиль и использование слов.

В 1907 году в издательстве «Кружка молодых» вышла первая книжка Чуковского – «Поэт-анархист Уолт Уитмен»

В начале осени 1907 года состоялось знакомство Чуковского с Репиным.

Художник сам пришел к нему на дачу, принес ему от кого-то из города письмо, вспоминал потом Корней Иванович. 7 сентября Чуковскому писала Нордман-Северова, жена мастера. 9-го он был у Чуковского в гостях. «Прост. Чуть пришел, взобрался на диван, с ногами, взял портрет Брюсова работы Врубеля. – Хорошо, хорошо, так это и есть Брюсов», – фиксирует Чуковский в дневнике.

Чуковский и Репин быстро сдружились.

Чуковский обладал поразительным умением разговорить любого человека, находя обоюдоинтересные темы для разговора.

Репин и Нордман-Северова

стали привлекать Чуковского и его жену к реализации своих проектов по обустройству Куоккалы. За десять лет совместных усилий таких проектов оказалось немало: театр, чтения, лекции, собрания, библиотека, кооперативные елки… Куоккала – редкий пример такого деятельного изменения среды обитания: в России мыслящие, деятельные люди искони тоскуют, чахнут и спиваются, не находя себе применения, и рассеянно мечтают о какой-то иной жизни. Здесь эти люди объединились и начали творить иную жизнь собственными усилиями, и среда даже стала им поддаваться.

Жизнь Чуковского в 1907–1908 годах – это возня с детьми, бесконечная работа над статьями, быстро создавшими ему славу, поездки в Петербург. В мемуарах и газетных заметках он мельком встречается там и сям: в салонах, в редакциях журналов, в литературно-художественных кружках. Он выступает с лекциями – иногда успешно, иногда проваливаясь, – ездит к Леониду Андрееву,

ходит в гости к Репину. У него появляется много друзей . Он близко узнал Алексея Толстого,

Леонида Андреева, Н. Н. Евреинова,

Н.Н.Евреинов

Аркадия Аверченко,

А.Аверченко

Тэффи, Минского,

Н.М. Минский

Александра Бенуа,

Кустодиева,

Б.М. Кустодиев

Добужинского,

М. Добужинский

Шаляпина,

Комиссаржевскую,

Яворскую,

Собинова и нашел истинного друга в лице академика Анатолия Федоровича Кони.

А.Ф. Кони

С Николаем Федоровичем Анненским

и его воспитанницей Татьяной Богданович Чуковский познакомился и подружился в 1908 году.

В январе 1908 года вышел сборник «От Чехова до наших дней», объединивший лучшие статьи предыдущего года.

Творения коллективного народного сознания начинают занимать ум Чуковского все больше и больше. Чуковский задумал в 1908 году – это одно из первых в России (и в мире) исследований, посвященных массовой культуре.

В обзоре русской литературы за 1910 год Чуковский пишет: «Пришел какой-то новый, миллионный читатель – и это, конечно, радость, но дело в том, что читатель этот почему-то без головы или с булавочной, крошечной головкой. Читатель-микроцефал. И вот для такого микроцефала в огромном, гомерическом количестве печатаются микроцефальские журналы и книги». Многие статьи Чуковского в 1908–1911 годах посвящены этой микроцефальской культуре: дешевым журнальчикам, якобы призванным просвещать массы, бульварным бестселлерам, кинематографу.

Первым в России и, видимо, одним из первых в мире Чуковский заметил, что идеи и образы высокой культуры перерабатываются и присваиваются культурой массовой. Он проследил, как Шерлок Холмс Конан Дойла превратился в героя бульварных копеечных книжек, неотличимого от сыщика Ната Пинкертона. Чуковский одним из первых стал писать о том, как масса подминает под себя, перемалывает, приспособляет к себе любые идеологии и лозунги, как превращает их в удобоваримую кашицу, как из всякой трагедии о Прометее делает песенку о чижике-пыжике («Идейная порнография», 1908), как Заратустра становится Пинкертоном, а Дионис готтентотом («Нат Пинкертон»).

В октябре 1908 года Чуковский прочитал лекцию о Нате Пинкертоне и «литературе кинематографа», затем издал статью «Кинематограф» в журнале «Театр и искусство». В том же году книга «Нат Пинкертон и современная литература» вышла отдельным изданием, а в 1910-м была переиздана в исправленном и дополненном виде.

Чуковский горестно замечал в послесловии, что статья эта – самое грустное из того, что ему довелось написать. А публика гоготала – и «мне становилось еще грустнее от таких готтентотских похвал». На лекции валили валом, о них писали в газетах… и услышали только, что «единобожия нет» и «интеллигенция умерла».

1 марта 1909 года в «Речи» вышла статья Чуковского о Тарасе Шевченко – горячая, живая, с любовью и состраданием написанная. Но, конечно, не без крушения стереотипов, не без выпячивания незамеченных до сих пор черт: кобзарь пишет о покинутых женщинах, о покинутой Украине, и так тоскует о покинутых, так любит их, что кажется, только покинутое он и может любить… Вы обливаете его глазурью – ну так получите: «У него, не знаю, было ли великое сердце, но великая печень у него была несомненно, и создания его великой печени – непревосходимо-прекрасны». Это Чуковский говорит о шевченковской язвительности, его гневе, его умении ненавидеть и жаждать мести. А вот о том, как Шевченко умел любить: «Этот пьяный, лысый, оплеванный, исковерканный человек, когда садился за стол и брал в руки перо, становился как бы иереем: совершал богослужение…» и дальше о том, как он поклонялся своей Украине, каким нежным умел быть в своих стихах, какие выбирал для выражения своей нежности обороты, какими гласными и согласными гудел, пел, шуршал, передавая все великое многообразие мира… И что же публика? Увидела только «лысого и пьяного» и закричала: не дадим обижать Шевченко, руки прочь от Шевченко!

Прелестный эпизод рассказывает в своих воспоминаниях Сергеев-Ценский, которого Чуковский соблазнил житьем в Куоккале и даже снял ему дачу «Казиночка». Оба литератора отправились на лыжную прогулку и довольно сильно устали.

«Когда мы отдыхали, сидя под соснами на пеньках, Чуковский сказал мне совершенно потухающим голосом:

– Я очень, очень устал… Я, должно быть, сейчас умру… А у вас в «Печали полей» сказано: «Снега лежали палевые, розовые, голубые…»

– Да, именно так и сказано, – подтвердил я.

– Сергей Николаевич, – обратился он ко мне очень нежно и ласково, – хотя бы вот теперь, перед самой моей смертью, скажите, что вы тут наврали, а снег, он обыкновенный – белый!»

Сергеев-Ценский, напротив, уверял, что снег, в котором отражается зелень сосен, совсем даже не белый, а зеленый. Умирающий Корней вскочил и понесся к Репину выяснять, какого цвета снег. Оторвал того от работы. Репин подтвердил: белого цвета в природе не существует, а вот тот снег, под деревьями, – зеленоватый… даже зеленый. А через пару месяцев после этого разговора вышла статья «Апостолы трусости», где Чуковский рассказывал о необыкновенном мире, где живут герои Сергеева-Ценского: «Луна у них не желтая, а то зеленая, то красная. Трава не зеленая, а красно-оранжевая. Гуси не белые, а синие, точно окунули их в жидкую синьку». И дальше говорит о фиолетовых глазах лошади, о коричневых до красноты голубях… и о снеге, розовом и голубом. Позднее Чуковский сердито писал в дневнике, что Ценский преувеличил его неосведомленность о природе белого цвета.

30 июня 1910г. У Чуковских родился сын Борис.

В августе-сентябре 1910 года Чуковский собирает протесты против смертной казни.В октябре Корней Иванович написал Толстому с той же просьбой.

Чуковский просит не только выразить протест, но и сделать это так, чтобы все прониклись: «Не кажется ли вам, что все протесты против смертной казни – и ваше „Не могу молчать“, и Леонида Андреева „Рассказ о семи повешенных“, и Короленко„Бытовое явление“ имеют один очень большой недостаток? Они слишком академичны, недоступны уличной толпе, слишком для нее длинны и сложны, похожи на диссертации и, увлекая наиболее чуткую часть нашего общества, равнодушных так и оставляют равнодушными». Пафос К. И. остается прежним: увлечь всех, зажечь всех, чтобы никто не остался в стороне, заставить людей расшевелиться, выйти из состояния равнодушного тупосердия.

Толстой откликнулся и написал статью «Действительное средство» – последнюю, вскоре он умер и убитый горем Чуковский, примчавшись на его похороны, получил рукопись от Владимира Черткова. Мережковский тоже одобрил план, но предложил сделать хитрее: в одном номере дать лишь несколько статей, а в другом, через несколько дней – уже множество, причем не толстовских, а подписанных обыкновенными людьми: это даст иллюзию того, что общество зашевелилось. Чуковский взялся собирать «голоса из общества».

Смертные казни продолжались. Никаких официальных документов по их поводу издано не было, однако после убийства Столыпина в 1911 году казнить стали меньше.

Когда стали подрастать его дети, Чуковский пытался их приобщить к литературе и обнаружил, что литературы для детей вообще нет.

Он пишет ряд статей о детской литературе и о воспитании детей.

Первая статья Чуковского о детском чтении была опубликована еще в 1906 году, и с тех пор он не оставлял этой темы. В 1911 году он собрал все свои вышедшие статьи в брошюру «Матерям о детских журналах» (кстати, высказывание о том, что дети – это сумасшедшие, он в этом издании снял, уточнив и смягчив свою мысль: «Дети живут в четвертом измерении, они в своем роде сумасшедшие, ибо твердые и устойчивые явления для них шатки, и зыбки, и текучи. Мир для них, воистину, – „творимая легенда“»).

Он сделал великое дело: он не только заставил литературу повернуться лицом к ребенку – он побудил взрослых задуматься о том, что дети – это не уменьшенные и ухудшенные копии взрослых, а совершенно иные существа.

«Нет, задача детского журнала вовсе не в том, чтобы лечить детей от детского безумия – они вылечатся в свое время и без нас, – а в том, чтобы войти в это безумие, вселиться в этот странный, красочный, совершенно другой мир и заговорить с детьми языком этого другого мира, перенять его образы и его своеобразную логику (потому что своя в этом другом мире логика!)… Нужно педагогам „обратиться“ и самим „стать, как дети“… Если мы, как Гулливеры, хотим войти к лилипутам, мы должны не нагибаться к ним, а сами сделаться ими».

В этом же 1911 году выходит в печать сборник Чуковского «Критические рассказы, а так же книга о Леониде Андрееве.

1912г. — Чуковский редактирует для «Нивы»  собрание сочинений О. Уальда, Едет в Киев, Минск, Гомель, Витебск с лекцией об Оскаре Уайльде.

1913 г. — поездки в Минск, Витебск, смоленск, Двинск, либаву, Гомель, Бобруйск с лекцией о футуристах.

1914г. — выходят  в печать сборник «Лица и маски»,   «Книга о современных писателях»,  «Критические рассказы»  во втором издании,  «Эгофутуристы и кубофутуристы: Образцы футуристических произведений: Опыт хрестоматии».

1915г. — выходит книга «Заговорили молчавшие: Томми Аткинс на войне».

1916г.  — февраль — март — вторая поездка в Англию в составе делегации русских журналистов по приглашению британского правительства.

21 сентября — знакомство с А.М. Горьким.

1917г., январь — лекции о Горьком и Уитмене в Петрограде.

июнь — сказка «Царт Пузан» для  детского спектакля  в Куоккале. Выходит книга «Англия накануне победы»,

осень — редактирует журнал «Для детей» — приложение к «Ниве», в котором печатается сказка «Крокодил».

1918 — Комиссия по изданию русских классиков при Наркомпросе поручает Чуковскому редактировать Некрасова. Начинается работа в издательстве «Всемирная литература».

июнь — поездка в Москву с чтением лекций в московском доме исскуств.

19 ноября — открытие Дома искусств в Петрограде.

1920 год, 24 февраля — рождение дочери Марии (Муры).

Мурочка была для Чуковского чудом и музой. Многие ее словечки вошли в стихотворения поэта.
Так было написано стихотворение «Закаляка»

Для нее были написаны все лучшие его стихи, ставшие всенародно известными. Но Мура тяжело болела и рано умерла, это стало настоящей трагедией для ее семьи; после этого Корней Иванович перестал писать для детей.

сентябрь — приезд Герберта Уэльса в Россию. Лекции Чуковского в Доме искусств, работа в Студии художественного перевода, в издательстве «Всемирная литература».

1921г., апрель — май — выступления на вечерах Блока, поездка с Блоком в Москву.

июнь — переезд в Псковскую губернию для спасения себя и семьи от голода.

1922 г.  выходят книги  «Пэт и палач (Некрасов и Муравьев)»,  «Жена поэта», «Книга об Александре Блоке», «Некрасов как художник», «Оскар Уальд», «Футуристы».

4 июня — Алексей Толстой публикует в берлинской газете «Накануне» частное письмо Чуковского, вызывающее громкий скандал в литературных кругах.

1923 — выходят сказки «Мойдодыр» и «Тараканище».

сентябрь — поездка с Е. Замятиным в Коктебель к Волошину, работа в журнале «Современный Запад».

1924 год — работа в журнале  «Русский современник.  Выходят книги «Александр Блок как человек и поэт», «Две души Максима Горького».

декабрь — закрытие издательства «Всемирная литература».

1925 — закрытие журнала «Русский современник».

январь — февраль -поездка в Куоккалу,  встреча с Репиным, публикация «Бармалея».

1926 год — выходят «Телефон», «Федорино горе», сборник «Некрасов. Статьи и материалы».

май — публикация киноромана «Бородуля» под псевдонимом «Аркадий Такисяк»  в «Вечерней Красной газете».

июль — арест Лидии Корнеевны Чуковской и ее ссылка в Саратов.

1927 год, сентябрь — возвращение Лидии Корнеевны Чуковской из ссылки.

Октябрь -издание всех детских книг Чуковского, представленные издательством «Радуга», задержано Гублитом.

Ноябрь — поездка в Москву за разрешением на печать «Крокодила», встреча с Крупской.

1928 год, 1 февраля — в газете «Правда» выходит негативная статья  «О «Крокодиле»  Чуковского.

14 марта — в «Правде» опубликовано «Письмо в редакцию»  А.М. Горького в защиту Чуковского.

Март — хлопоты о разрешении публикации сказок, запрет «Чудо-дерева». Выходит первое издание книги «Маленькие дети» (в дальнейшем,  начиная с третьего издания, название изменено на «От двух до пяти»).

1929 год, декабрь — в «Литературной газете» публикуется письмо Чуковского с отречением от сказок и обещанием создать сборник «Веселая колхозия».

1930, начало года — тяжело заболела туберкулезом младшая дочь Мура.

Апрель — напечатаны «Рассказы о Некрасове»

Сентябрь — поездка с Мурой в Крым для лечения.

ноябрь — возвращение в Москву.

1931, 10 ноября — смерть Муры.

6 декабря — возвращение Чуковского в Ленинград.

1932 год — участие в работе Пленума ВЛКСМ, речь в защиту сказки.

1933 — два выступления на Первом съезде советских писателей. Издается «Люди и книги шестидесятых годов».

1935 — выступления в Москве с лекциями и чтение сказок.

1936 — участие в совещании по детской литературе при ЦК ВЛКСМ, в подготовке к 100-летней годовщине со дня смерти А.С.Пушкина., в работе X съезда ВЛКСМ.

Август — поездка в Киев, пребывание у Л. Квитко, знакомство с А.С. Макаренко.

Сентябрь — поездка в Одессу для сбора материалов к повести «Гимназия» и в Алупку на могилу Муры.

1937 — новая поездка в Одессу.

6 августа — арестован второй муж Л.К. Чуковской , физик М.П. Бронштейн.

1938 — переезд в Москву, где получены квартира и дача. Издается «Гимназия».

1939, май -поездка в Киев на юбилей Т.Г. Шевченко.

Декабрь — получение известия о смерти М.П. Бронштейна.

1940 — вышли воспоминания «Репин. Горький. Маяковский. Брюсов».

1941 — вышла книга «Высокое искусство» (второе издание «Искусства перевода»).

июнь — начало войны, работа в Совинформбюро. Оба сына уходят на фронт.

октябрь — эвакуация в Ташкент. Выступления в ташкентских школах и клубах.

1942 — работа в Комиссии помощи эвакуировавнным детям. На фронте пропал без вести сын Борис. Вышла книга «Узбекистан и дети».

Сентябрь-октябрь  — поездка в Москву. Публикация сказки «Одолеем Бармалея!».

1943 — возвращение из эвакуации в Москву, выступления с лекциями.

1944, 1 марта — статья П. Юдина в «Правде»  «пошлая и вредная стряпня К. Чуковского». кампания травли из-за сказки «Одолеем Бармалея».

1945 — работа над новой сказкой «Бибигон».

1946, 29 августа — в «Правде» напечатана статья С Крушинского «Серьезные недостатки детских журналов»  с критикой «Бибигона». Печатание сказки в журнале «Мурзилка» прекращено.

1947-1948 — работа над редактированием и комментированием сочинений Н.А.Некрасова.

1949 — первый инсульт у Марии Борисовны Чуковской. Вышла брошюра «Пушкин и Некрасов».

1953 — вышла книга «Мастерство Некрасова».

1954 — выдвижение «Мастерства Некрасова» на Сталинскую премию. Выступление  К.И. Чуковского на Втором съезде советских писателей.

1955, 21 февраля — смерть Марии Борисовны Чуковской.

1956 — выходит сокращенный «Бибигон» и сборник «Сказки».

1957, апрель — широко отмечен 75-летний юбилей Чуковского. Он награжден орденом Ленина. Начал строительство детской библиотеки  в Переделкине.

октябрь — библиотека открылась и передана в дар государству.

1958 — вышли книги «Люди и книги», «Чехов», «Из воспоминаний».

1960-1961 — работа над книгами «Современники» и «Живой как жизнь». Вышла повесть «Серебряный герб».

1962, март — вышла книга «Живой как жизнь»

апрель — празднование 80-летнего юбилея, присуждение Ленинской премии за книгу «Мастерство Некрасова».

май — июнь — поездка в Великобританию в связи с присуждением Оксфордским университетом степени /доктора литературы honoris causa. опубликована книга воспоминаний «Современники».

1963 -знакомство с Солженицыным.

1964 — хлопоты в защиту поэта И.А. Бродского, отданного под суд за «тунеядство». Подготовка к изданию первого Собрания сочинений.

1965, 4 ноября — внезапная смерть сына николая Корнеевича Чуковского.

Осень — вышли в свет два первых тома Собрания сочинений.

1966 — вышли два следующих тома Собрания сочинений.

1967 — вышел пятый том Собрания сочинений. Издана книга «О Чехове».

1968 — подготовка шестого тома Собрания сочинений, участие в съемках фильма по «Чукоккале».

1969 — работа над статьями «триллеры и чиллеры», «Признание старого сказочника. Вышел в свет шестой том Собрания сочинений.

5 октября — Чуковский госпитализирован с подозрением на болезнь Боткина.

28 октября — скончался в Кунцевской больнице под Москвой.