М.Ю.Лермонтов — О стихотворении «Бородино»

М.Ю. Лермонтов

Бородино

 

«Бородино» Лермонтова — одно из самых популярных и значимых произведений российской литературы. Посвященное одной из самых известных и кровопролитных сражений, оно окрашено гордостью и печалью. Стихотворная баллада доносит до читателей эхо давнего сражения, радость победы и боль за погибших.

История написания

В мае 1837 года в журнале «Современник» печатаются стихи молодого, но уже известного поэта Михаила Лермонтова — «Бородино». Самого автора в столице нет. Несколькими месяцами ранее по Петербургу расходится его дебютное произведение «На смерть поэта».

Современник

Хотя стихи передавались лишь в списках (то есть публикации не было), они принесли юному корнету славу. И неприятности. О юном (ему не исполнилось и 22 лет!) поэте услышали не только любители изящной словесности, но властители Российской империи — шеф жандармов Бенкендорф и Николай Первый, российский император, прозванный любящими современниками Николаем Палкиным.

Прочтя стихи, где гусарский офицер обвиняет в смерти Пушкина весь высший свет, включая царскую семью, Николай ссылает юношу на Кавказ. Юрий Михайлович Лермонтов все еще будет в ссылке, когда печатается длинное стихотворение, скорее даже баллада, посвященная битве у Бородина.

Для русской поэзии тех лет, такие темы стихов привычны. В 37 году исполнилось 25 лет со времени достопамятного сражения. Еще живы некоторые участники битвы, а поэты классики помладше внимательно слушают старших родственников и знакомых.

Во всяком случае, Лермонтов внимательно слушал своего двоюродного деда — генерала Афанасия Столыпина, участника Отечественной войны и легендарной Бородинской битвы.

Афанасий Столыпин

Это неудивительно — семья Столыпиных была мощным кланом, в нем было множество военных и политиков. Поэт должен был с детства слышать об Отечественной войне и расти с убеждением, что «недаром помнит вся Россия про день Бородина»…

Описанное историческое событие

Село

битва

 

Битва возле Бородино, скромной деревушки, недалеко от Москвы, состоялась 7 сентября 1812 года. И было это действительно удивительное сражение. Во-первых, по количеству убитых. Всего за 12 часов боя погибло порядка 70 тысяч человек. Таких «убийственных» сражений еще долго не увидят (вплоть до Первой Мировой войны).

Во-вторых, невозможно сказать, кто был победителем у Бородина. Наполеон в мемуарах напишет, что он разгромил русских. Кутузов после битвы сообщит Александру Первому, что французы проиграли.

Обычно историки объясняют, что все это сражение было ловушкой для корсиканского гения. Что сначала Барклай, а потом и Кутузов не верили, что смогут разбить французов в генеральном сражении. Поэтому решили взять врага измором — мелкие стычки, перерезанные линии коммуникаций, потеря продовольственных баз плюс радости российской погоды должны были уничтожить преимущество противника. В самом деле, в Россию Наполеон привел около 600 тысяч человек, а регулярная российская армия насчитывала около 200 тысяч. До Бородино добралось всего 150 тысяч французов, остальные умерли, сбежали или остались в гарнизонах захваченных городов.

перед битвой

И если целью сражения было еще разок потрепать Великую армию, то российский полководец своего добился. Потом было, как известно, уход войск Российской империи из Москвы, чудовищный пожар в городе. Наполеон, веривший в свою победу, ждал в сожженной Москве предложений о мире 3 недели.

Краткое содержание

В стихотворении «Бородино» рассказ о битве построен в форме диалога. Он начинается со своеобразного зачина-вопроса, а далее следует ответ, который постепенно приобретает форму рассказа-описания сражения.

Вопрос племянника и ответ дяди

Кто-то (возможно, просто молодой солдат) обращается к пожилому артиллеристу, называя его дядей. Эти люди не обязательно родственники, это может быть и обращение к старшему по возрасту.

— Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Внимательный читатель, знакомый с историей, сразу поймет насколько горький это вопрос. Кто-то (возможно, просто молодой солдат) обращается к пожилому артиллеристу, называя его дядей. Эти люди не обязательно родственники, это обычное обращение к старшему по возрасту. Спрашивающий, задает тон всему произведению своим «недаром». Он словно спрашивает — почему, после стольких жертв, после такого боя, который мы выиграли, а Москва все же была отдана, а потом практически уничтожена пожаром.

Ответ «дяди» начинается с любимой мысли Михаил Юрьевича Лермонтова — упрека своему поколению. «Нынешнее племя» — слабое, бесплодное и бездеятельное. Автор отказывает своим современникам в героизме — «богатыри не вы», и полностью погружается в прошлое. Когда «да были люди в наше время». Оказывается, у старого солдата нет однозначного ответа на вопрос:

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

Читателю становится ясно, что это рассказ не о победе, а скорей о пути к ней, о тех качествах, которые нужны, чтобы одержать победу рано или поздно.

Описание событий перед битвой

Почти сразу рассказывается о недовольстве армии отступлением. Ведь русская армия лишь раз вступила в серьезное сражение (под Смоленском), проиграла и вновь принялась отступать.

Описываются два дня перед сражением, когда обе стороны ограничиваются перестрелкой. Вот наступает ночь перед боем — поэт удивительно передает атмосферу двух лагерей. Уверенные в грядущей победе французы «ликуют», а в русском лагере тихо, здесь готовятся к неизбежному бою, который определит судьбу их родины.

Рассказ дяди о сражении

Строкой «и только небо засветилось» начинается центральная часть произведения. Следующие строфы, возможно, самый героический рифмованный текст в русской литературе. Все вокруг наполняется шумом, сверканием, пространство «вдруг зашевелилось».

Полковник

Ненадолго привлекает внимание «полковник наш» — это единственный герой «Бородино» не являющийся простым солдатом. Рассказчик относится к неизвестному воину с явной симпатией — он и «рожден был хватом», говорит «сверкнув очами». Именно этот персонаж риторически спрашивает «не Москва ль за нами»? Но это краткое знакомство только подчеркивает горькую судьбу многих участников сражения. Ведь полковник, хоть и «отец солдатам, да жаль его: сражен булатом…» — действительно командиры, даже генералы гибли в этом сражении десятками с обеих сторон.

Автор явно увлечен атмосферой боя, бесконечной опасности и отчаянной отваги, когда «рука бойцов колоть устала». С наступлением сумерек битва заканчивается, и хотя все ждут утра, чтобы возобновить бой, все кончено. Солдаты слышат барабанный бой и считают что «отступили бусурманы». Хотя исторически это не совсем точно, но лермонтовские солдаты навсегда останутся воплощением терпеливой храбрости и мужества. Которые выигрывают битвы, а потом «считают раны».

Личности в сражении

Особенность произведения Лермонтова именно в этих героях. Он рассказывает не о гениальных полководцах, властных генералах и мудрых главнокомандующих. Основные герои солдаты российской армии, рассказчик — артиллерист, а род войск других персонажей можно узнать только косвенно («чистит кивер» наверное, гренадер-пехотинец, а где-то мелькают уланы и драгуны).

Все эти люди сливаются в народ, сплоченный сопротивлением врагу, готовый умереть, но «клятву верности» сдержать.

Структура  стихотворения

Произведение имеет 14 строф, каждая включает 7 строк. Размер — разностопный ямб со смешанной рифмой.

Жанр и средства выразительности.

Очень часто «Бородино» называют поэмой, но задушевный и простой слог рассказчика делают стихотворение скорее балладой — здесь есть сюжет, а речь хоть идет об историческом событии, но рассказывается от первого лица, как часть личного опыта героя.

Среди использованных средств выразительности есть и простонародные обороты и выражениями («ушки на макушки», «брат мусью», «спит в земле сырой»), то поэтичные образы и метафоры («сверкнул за строем строй», «носились знамена, как тени»).

Особую экспрессию придают тексту олицетворение (барабаны трещат, картечь визжит) и гипербола («гора тел»).

Композиция замыкается в кольцо — солдат заканчивает, как и начал: упреком нынешнему поколению, печальным воспоминанием о погибших соратниках и упрямым утверждением, что отданная столица была покинута по «божьей воле».

Похожие стихотворения