Духовные стихи
Духовные стихи — это народное творчество в виде стихотворений — песен на христианские темы и сюжеты, описывающие библейские истории или жития святых.
Возникновение духовных стихов связано с русской православной традицией и верой. «Былинность» творческого сознания русского народа была перенесена на сюжеты, выбранные народным сознанием из христианства.
Духовные стихи нашли свое место и в культуре других славянских народов.
Были так же распространены печатные и рукописные сборники духовных стихов — «стиховники» или «стихарники».
Собирателем духовных стихов был Виктор Гаврилович Варенцов (1825-1867), благодаря которому и появился в 1860 году теримин «духовные стихи», чтобы отличать их от былин.
Несмотря на то,что часто народные сказители не разделяли духовные и светские сказы — стихи, к духовным стихам можно было отнести и стихи- песни светского характера, поскольку они были составлены носителями православного сознания, что накладывало на описания характер православных традиций и православный менталитет героев.
По времени создания, но возможно и по направленности на описываемые события и их участников, духовные стихи разделялись на «псальмы»(более старые) и «канты» (поздние по времени).
Особенностью и псальмов и кантов состояла в том, что они распевались странниками, паломниками, семинаристами вне церквей и храмов — на ярмарках, базарный площадях, на неформальных сборищах, что отличало их от официального церковного песнопения молитв и псалмов. Часто темами духовных стихов были апокрифы — исключенные из церковного канона произведения религиозной литературы.
Духовные стихи часто носят характер народного толкования религиозных догм и описываемых христианством событий. Их часто называют «Народной Библией».
Как правило духовные стихи сложены тоническим стихом, как былины. Язык многих этих произведений сходен с былинным. Имеющие рифмованный равносложный (силлабический) стих духовные стихи являются более поздними и имеют книжное происхождение. Часть написана рифмованным силлабо — тоническим стихом. На последние оказала влияние русская поэзия XVII—XIX веков.
Тематика духовных стихов может быть ветхозаветной и новозаветной; о Богородице, святых и событиях христианской истории; духовно- наставительная; эсхатологическая — о «последнем времени»; о смерти и погребении человека. Структура стихов также делит их на несколько видов. Отдельные стихи лишены сюжета и являются своеобразными назиданиями или молениями и исповедями. Лирические представляют собой исповеди-плачи и особенно эмоциональны, выражая богооставленность, безутешную скорбь, разлуку с ближними. Широкое распространение имели лирические стихи об Иосифе Прекрасном, который был продан своими братьями в Египет и разлучён с отцом («Плач Иосифа Прекрасного»). Большая часть произведений обладают эпическим характером, в них повествуется о земной жизни Богородицы и Иисуса, сошествии Христа в ад и освобождении праведников из-под власти адских сил, воскресении и вознесении Господнем, Страшном суде. Рассказывается также о святых и их чудесах, таких как Николай Угодник, Алексий человек бога, Борис и Глев и др. Некоторые стихи объясняют происхождение церковных праздников — «Стих о двенадцати пятницах», «Дмитриевская суббота». Известны стихи, имеющие характер притчи, которые говорят о наказании Смертью горделивца («Стих об Анике воине»), мучении в аду жестокого богача и данной после смерти награде праведному бедняку («Стих о богатом и о Лазаре»). В «Стихе о Голубиной книге» раскрывается сокровенная сущность, истина мира, которая заключена в этой книге.
Структура произведений, как правило, диалогичная, в ней чередуются вопросы и ответы, что драматизирует стих, передаёт чувства, выделяет конфликт и раскрывает смысл.
Реминисценции из духовных стихов известны в русских литературных произведениях XIX—XX веков у Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова, П.И. Мельникова-Печерского, Н.А. Клюева и др.