Гимн
Это поэтическое произведение, сопровождаемое часто музыкой, восхваляющее богов и героев и прославляющее их доблесть и важные для социума качества, их деяния и подвиги.
Данный вид поэтических произведений имеет доантичное происхождение как ритмически произносимые стихи, переходящие в песнь.
Древние гимны.
Древнейшие Гимны – шумеро-аккадские (3-е тыс. до н. э.)
Гимны Египта («Гимн Атону», приписываемый Эхнатону, 14 в. до н. э ) и Вавилонии) яркостью образов и эмоциональным подъемом.
Значительное место гимны занимают в индийской поэзии, как обращение к богам. Много индийских гимнов собрано в Ригведе (10 век до н.э.).
Еврейские гимны представлены в псалмах Ветхого завета.
Античность.
В Древней Греции и в античности гимны связывались со словом словом «ткать» , подчеркивая характер сочетания слов как ткацкий процесс — соединение слов в речевую ткань. Гимны становятся частью культовых торжеств и ритуалов, а так же составной частью театральных постановок — трагедий. Гимны писали известные поэты-лирики: Ивик, Симонид, Вакхилид
Гимны в Древней Греции можно выделить по следующим видам:
пеаны — посвящённые Аполлону;
дифирамбы — посвящённые Дионису;
просодии — исполнявшиеся во время шествий ;
парфении -для девичьих хоров ;
гипорхемы — сопровождавшиеся пляской.
Формы гимнов были разнообразные, но в основномотмечается их трёхчастное строение (по образцу молитв в «Илиаде» Гомера):
— призывание божества и/или обращение к нему;
— прославление величия божества и изложение мифа о нём;
— просьба-моление о помощи.
По форме древнегреческие гимны можно разделить на:
-Гомеровы гимны (приписывавшиеся в древности Гомеру и выполненные гексаметрическим стихом;
-гимническая поэзия авторов; Стесихора, Пиндара, Каллимаха, Горация,
-орфические гимны, создававшиеся без расчёта на ритуальное пение, хотя могли быть использованы и в ритуале.
Все гимны, как правило, распевались, однако сохранившиеся цельные образцы нотированных гинов. единичны (2 дельфийских гимна. 2 в. до н. э., гимны Музе, Гелиосу и Немесиде критянина Месомеда, нач. 2 в. н. э.). Первую попытку классификации гимны предпринял ритор Менандр (3–4 в. н. э.), отнеся жанр к торжественному красноречию и определив его как частный случай похвальных речей.
В исламе.
В мусульманском мире гимны арабские посвящены в основном пророку Мухаммеду.
Много гимнов сочиняют персидские поэты. Среди них известен Омар-ибн-аль-Фарида, сочинявший мистические и суфийские гимны. Широко известны так же гимны Джалаледдина Руми. Гимны, сочетающие в себе простую любовную песнь и мистико-пантеистический характер писали так же Хафиз и Саади.
Китай.
В Китайской поэзии к гимнам можно отнести восхваление неба и предков в форме больших и малых од (дая, лоя)
Христианские песнопения.
В раннем христианстве гимны приобретают расцвет и устойчивую форму в произведениях Иоанна Дамаскина и Романа Сладкопевца.
Песнопение на небиблейский текст в христианском богослужении.
Нередко гимн содержит парафразу библейского текста. Один из первых сохранившихся нотированных христианских гимнов – на папирусе из Оксиринха (3 в. н. э.).
В практике католического богослужения (латинский обряд).
Исполнение гимнов первоначально оуществлялось в виде Григорианского хорала, в котором поэтические строфы гимна распеваются на одну и ту же мелодию (обычно небольшой протяжённости и с ограниченным количеством распева – без юбиляций, 1–2 тона на слог текста), строки поются поочерёдно двумя полухориями (Антифонное пение-попеременное звучание двух хоров). Тексты и напевы содержатся в обиходных книгах антифонариях в общем ряду песнопений оффиция (служб суточного круга: утреня, вечерня, всеношное бдение), а также отдельно – в гимнариях (нотированные гимнарии известны с 10 в.). Современный «солемский» гимнарий (Liber hymnarius. Solesmes, 1983) включает 418 гимнов. Среди самых популярных католических гимнов.: Te Deum ( Амвросия Медиоланского), «Veni Creator Spiritus» («Прииди, Дух животворящий»; Храбана Мавра ), «Pange lingua» («Хвали, язык»; 2 варианта – на тексты Венанция Фортуната и Фомы Аквинского).
В средние века латинские гимны (становится рифмованным с 9 века) составляют обширную область религиозной лирики.
Гимны писали Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, , Павел Диакон, Алкуин, Валафрид Страбон, Герман из Райхенау и др. Авторы многих. гимнов (в т. ч. знаменитого «Ave maris stella» («Радуйся, Звезда морская»)] неизвестны.
Близки гимнам и хвалебным псалмам некоторые песни библейские, например, магнификат (славословие Пресвятой Богородице).
Тенденция к созданию . на нац. языках (гимн св. Франциска Ассизского на итальянском языке – «Песнь о солнце»), окрепшая в период Реформации (Гуситские песни, Протестантский хорал, ), приводит к широкому распространению с 16 в. поэтических переложений псалмов.
льным является посвященный Богородице Акафист, переданный Роману неизвестным автором и состоящий из 24 куплетов с алфавитом в акростихе.
Византия
Протестантство, как новая волна религиозных направлений порождает и новые мотивы гимнов. Из известных авторов гимнов этой эпохи можно отметить следующих: Ангелус Силезиус, Пауль Герхардт, Пауль Флеминг. Часто гимны становятся народными песнями.
В XIX веке гимн становится эмоционально насыщенной (патетической) и метрически свободной лирической формы. Известен написанием гимнов поэт Новалис.
Светские гимны.
Стихотворение светской тематики, представляющее собой восхваление кого-либо или чего-либо, серьёзное или шутливое (таковы, например, гимны вагантов вину и Бахусу). К жанру гимна обращались во Франции поэты «Плеяды», Ф. Малерб; в Германии – Ф. Г. Клопшток, Ф. Гёльдерлин, И. В. Гёте, Новалис, А. фон Платен, Ф. Ницше, И. Р. Бехер; в Австрии – Р. М. Рильке; в Англии – Э.Спенсер, Дж. Донн, Дж.Мильтон, Дж.Томсон, Дж.Китс, А. Ч.Свинберн; в Италии – А.Мандзони , Дж.Кардуччи и др. Примеры светских гимнов в русской поэзии – пародийный «Гимн бороде» М. В. Ломоносова (1756–57), «Гимн в честь чумы» из «Пира во время чумы» А. С. Пушкина (1830), «Гимн огню» (1900) и «Гимн солнцу» (1903) К. Д. Бальмонта, Гимны судье, обеду, учёному, критику В. В. Маяковского.
В последующем, гимн развивается как боевая песня, национальный гимн и государственные гимны, корпоративные гимны.