Гимн

Гимн

Это поэтическое произведение, сопровождаемое часто музыкой, восхваляющее богов и героев и прославляющее их доблесть и важные для социума качества, их деяния и подвиги.

Данный вид поэтических произведений имеет доантичное происхождение как ритмически произносимые стихи, переходящие в песнь.

Древние гимны.

Древ­ней­шие Гимны – шу­ме­ро-ак­кад­ские (3-е тыс. до н. э.)

Гимны Египта («Гимн Ато­ну», при­пи­сы­вае­мый Эхнатону, 14 в. до н. э ) и Вавилонии)   яркостью образов и эмоциональным подъемом.

Значительное место гимны занимают в индийской поэзии, как обращение к богам. Много индийских гимнов собрано в Ригведе (10 век до н.э.).

Еврейские гимны представлены в псалмах Ветхого завета.

Античность.

В Древней Греции и в античности гимны связывались со словом  словом «ткать» , подчеркивая характер сочетания слов как ткацкий процесс — соединение слов в речевую ткань. Гимны становятся частью культовых торжеств и ритуалов, а так же составной частью театральных постановок — трагедий. Гимны писали известные поэты-лирики: Ивик, Симонид, Вакхилид

Гимны в Древней Греции можно выделить по следующим видам:

пеа­ны —  по­свя­щён­ные Апол­ло­ну;

дифирамбы —  по­свя­щён­ные Дио­ни­су;

про­со­дии — ис­пол­няв­шие­ся во вре­мя ше­ст­вий ;

пар­фе­нии -для де­вичь­их хо­ров ;

ги­пор­хе­мы — со­про­во­ж­дав­шие­ся пля­ской.

Формы гимнов были разнообразные, но в основномотмечается их трёх­ча­ст­ное строе­ние (по об­раз­цу мо­литв в «Илиа­де» Го­ме­ра):

— при­зы­ва­ние бо­же­ст­ва и/или об­ра­ще­ние к не­му;

— про­слав­ле­ние ве­ли­чия бо­же­ст­ва и  из­ло­же­ние ми­фа о нём;

— прось­ба-мо­ле­ние о по­мо­щи.

По форме древнегреческие гимны можно разделить на:

-Го­ме­ро­вы гим­ны (при­пи­сы­вав­шие­ся в древ­но­сти Го­ме­ру и выполненные гек­са­мет­рическим стихом;

-гим­ническая поэзия авторов; Стесихора, Пиндара, Каллимаха, Горация,

-ор­фи­че­ские гимны, соз­да­вавшиеся  без рас­чё­та на ри­ту­аль­ное пе­ние, хо­тя мог­ли быть ис­поль­зо­ва­ны и в ри­туа­ле.

Все гимны, как правило, рас­пе­ва­лись, од­на­ко со­хра­нив­шие­ся цель­ные об­раз­цы но­ти­ро­ван­ных гинов. еди­нич­ны (2 дель­фий­ских гимна. 2 в. до н. э., гим­ны Му­зе, Ге­лио­су и Не­ме­си­де кри­тя­ни­на Ме­со­ме­да, нач. 2 в. н. э.). Пер­вую по­пыт­ку клас­си­фи­ка­ции гимны предпринял ри­тор Ме­нандр (3–4 в. н. э.), от­не­ся жанр к тор­же­ст­вен­но­му крас­но­ре­чию и оп­ре­де­лив его как ча­ст­ный слу­чай по­хваль­ных ре­чей.

В исламе.

В мусульманском мире гимны арабские посвящены в основном пророку Мухаммеду.

Много гимнов сочиняют персидские поэты. Среди них известен Омар-ибн-аль-Фарида, сочинявший мистические и суфийские гимны. Широко известны так же гимны Джалаледдина Руми.  Гимны, сочетающие в себе простую любовную песнь и мистико-пантеистический характер писали так же Хафиз и Саади.

Китай.

В Китайской поэзии к гимнам можно отнести восхваление неба и предков в форме больших и малых од (дая, лоя)

Христианские песнопения.

В раннем христианстве гимны приобретают расцвет и устойчивую форму в произведениях Иоанна Дамаскина и Романа Сладкопевца.

Пес­но­пе­ние на не­биб­лей­ский текст в хри­сти­ан­ском бо­го­слу­же­нии.

Не­ред­ко гимн со­дер­жит па­ра­фра­зу биб­лей­ско­го тек­ста. Один из пер­вых со­хра­нив­ших­ся но­ти­ро­ван­ных хри­сти­ан­ских гимнов – на па­пи­ру­се из Ок­си­рин­ха (3 в. н. э.).

В прак­ти­ке ка­то­лического бо­го­слу­же­ния (ла­тин­ский об­ря­д).

 Исполнение гимнов первоначально оуществлялось в виде Григорианского хорала, в котором по­этические стро­фы гимна рас­пе­ва­ют­ся на од­ну и ту же ме­ло­дию (обыч­но не­боль­шой про­тя­жён­но­сти и с ог­ра­ниченным ко­ли­че­ст­вом рас­пе­ва – без юби­ля­ций, 1–2 то­на на слог тек­ста), стро­ки по­ют­ся по­оче­рёд­но дву­мя по­лу­хо­рия­ми (Антифонное пение-попеременное звучание двух хоров). Тек­сты и на­пе­вы со­дер­жат­ся в оби­ход­ных кни­гах антифонариях  в об­щем ря­ду пес­но­пе­ний оффиция (служб суточного круга: утреня, вечерня, всеношное бдение), а так­же от­дель­но – в гим­на­ри­ях (но­ти­ро­ван­ные гим­на­рии из­вест­ны с 10 в.). Современный «со­лем­ский» гим­на­рий (Liber hymnarius. Solesmes, 1983) вклю­ча­ет 418 гим­нов. Сре­ди са­мых по­пу­ляр­ных ка­то­лических гимнов.: Te Deum ( Амвросия Медиоланского), «Veni Creator Spi­ritus» («При­иди, Дух жи­во­тво­ря­щий»; Храбана Мавра ), «Pange lingua» («Хва­ли, язык»; 2 ва­ри­ан­та – на тек­сты Венанция Фортуната и Фомы Аквинского).

В сред­ние ве­ка латинские гимны (становится рифмованным с 9 века)  со­став­ля­ют об­шир­ную об­ласть ре­лигиозной  ли­ри­ки.

Гимны пи­са­ли Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, , Па­вел Диа­кон, Ал­ку­ин, Ва­лаф­рид Стра­бон, Герман из Райхенау и др. Ав­то­ры многих. гим­нов (в т. ч. зна­ме­ни­то­го «Ave maris stella» («Ра­дуй­ся, Звез­да мор­ская»)] не­из­вест­ны.

Близ­ки гимнам и хва­леб­ным псал­мам не­ко­то­рые песни библейские, например, магнификат (славословие Пресвятой Богородице).

Тен­ден­ция к соз­да­нию . на нац. язы­ках (гимн св. Франциска Ассизского  на итальянском  языке – «Песнь о солн­це»), ок­реп­шая в пе­ри­од Ре­фор­ма­ции (Гуситские песни, Протестантский хорал, ), при­во­дит к ши­ро­ко­му рас­про­стра­не­нию с 16 в. по­этических пе­ре­ло­же­ний псал­мов.

 

льным является посвященный Богородице Акафист, переданный Роману неизвестным автором и состоящий из 24 куплетов с алфавитом в акростихе.

Византия

Наряду с простым церковным песнопением появились и первые виды гимнов: тропарь, контакий (короткий гимн) и канон (молитва).
Тропарь развился в 5 в., основой для него служили легкие, простые и легко поддающиеся переложению на музыку тексты, стихи которого вставлялись между стихами псалмов. Позже тропарями стали называться и самостоятельные церковные гимны.
Контакии – это гимны с многочисленными куплетами, тексты и мелодии которых были написаны Софронием Иерусалимским, Сергием Византийским и большая часть Романом – песенником из Сирии  6 в. После введения (преамбулы) следовали 20-40 похожих куплетов. Замечательным является посвященный Богородице Акафист, переданный Роману неизвестным автором и состоящий из 24 куплетов с алфавитом в акростихе.
Канон появился в 7-9 вв. и основывался на новых библейских песнях или одах, как Ода №3, гимн Св. Анне или гимн Богородице « Упокой мою душу». Каждая ода сопровождалась многочисленными куплетами, исполняющимися одной и той же мелодией. Самыми известными авторами канонов были Св. Андрей Крис (660-740), большой канон которого состоит из 250 куплетов и Св. Иоанн Дамаскинский (676-750).  К эпохе Св. Ефрема относится техника парафраза, т. е. сочинялись новые тексты на известные ранее, даже светские мелодии.
Со временем, гимны видоизменялись, становясь все более и более сложными.
Гимны эпохи расцвета (5-7 вв.) имели всегда свои мелодии, которые впоследствии видоизменялись не поэтами, а композиторами. Как текст, тематически и типически следовавший традиции, используя стандартный тип, так и музыка оставалась близкой к традиционному типу, используя конкретные мелодические обороты, формы и снижение тона.
Период среднего византийского напева (14-19 вв.) характеризуется, в основном, новыми композициями гимнов, конкретно сочинения Иоанна Кукузели (14 в.) и добавления в обозначения звуков, которые стали намного сложнее и подробнее.
Начало нового византийского напева датируется 1821 г. и характеризуется реформами Хрисанфа Мадита, целью которых, главным образом, было упростить и систематизировать обозначения звуков, используемых в настоящее время.
Эпоха Возрождения вносит в гимн новые мотивы агитационной литературы. Старые религиозные гимны излагаются на народных языках, придавая гимнам национальный характер.

Протестантство, как новая волна религиозных направлений порождает и новые мотивы гимнов. Из известных авторов гимнов этой эпохи можно отметить следующих: Ангелус Силезиус, Пауль Герхардт, Пауль Флеминг. Часто гимны становятся народными песнями.

В XIX веке гимн  становится эмоционально насыщенной (патетической) и метрически свободной лирической формы. Известен написанием гимнов поэт Новалис.

Светские гимны.

Сти­хо­тво­ре­ние свет­ской те­ма­ти­ки, пред­став­ляю­щее со­бой вос­хва­ле­ние ко­го-ли­бо или че­го-ли­бо, серь­ёз­ное или шут­ли­вое (та­ко­вы, например, гимны вагантов ви­ну и Ба­ху­су). К жан­ру гимна об­ра­ща­лись во Фран­ции по­эты «Плеяды», Ф. Малерб; в Гер­ма­нии – Ф. Г. Клопшток, Ф. Гёльдерлин, И. В. Гёте, Новалис, А. фон Платен, Ф. Ницше, И. Р. Бехер; в Ав­ст­рии – Р. М. Рильке; в Анг­лии – Э.Спенсер, Дж. Донн, Дж.Мильтон, Дж.Томсон, Дж.Китс, А. Ч.Свинберн; в Ита­лии – А.Мандзони , Дж.Кардуччи и др. При­ме­ры свет­ских гимнов в русской по­эзии – па­ро­дий­ный «Гимн бо­ро­де» М. В. Ло­мо­но­со­ва (1756–57), «Гимн в честь чу­мы» из «Пи­ра во вре­мя чу­мы» А. С. Пуш­ки­на (1830), «Гимн ог­ню» (1900) и «Гимн солн­цу» (1903) К. Д. Баль­мон­та, Гимны су­дье, обе­ду, учёно­му, кри­ти­ку В. В. Мая­ков­ско­го.

В последующем, гимн развивается как боевая песня, национальный гимн и государственные гимны, корпоративные гимны.