Кантига

Кантига

Кантига (кантикакантар) — это средневековая монофоническая (одноголосая) песня галисийско-португальской лирики на духовные и светские темы, часто сатирического и юмористического характера. Авторы многих кантиг неизвестны.

Духовные кантиги часто близки по стилю к богослужебным песнопениям, но не используемых в целях богослужения (паралитургические песни).

До нашего времени дошел сборник духовных кантиг «Кантигас-де-Санта-Мария» («Песнь Пресвятой Деве Марии»),состоящий из 420 стихотворений (четыре сборника), сопровождаемые различной музыкальной интонацией.

Авторами этого сборника являются придворные музыканты и поэты короля  Альфонсо X Мудрого (23 ноября 1221 — 4 апреля 1284), правившего Кастилией, Леоном и Галиссией. Он же является автором некоторых стихов из этого сборника.

Часто поэтические кантиги относят к поэзии трубадуров Португалии и Галиссии.

Светские кантиги были можно разделить по жанрам:

кан­ти­гас де ами­го (жен­ские лю­бов­ные пес­ни),

кан­ти­гас де амор (муж­ские пес­ни о люб­ви),

кан­ти­гас де гес­те (жес­ты – эпич. пес­ни),

«кан­ти­гас на­смеш­ки и зло­сло­вия»

кантига о друге

и др.

В светских кантигах пе­ре­ска­зы­ва­ют­ся об­ще­ев­ро­пей­ские сю­же­ты театральных постановок  и ме­ст­ные анек­до­ты, по­ве­ст­ву­ет­ся о по­хо­дах куп­цов в за­мор­ские стра­ны, стран­ст­ви­ях пи­лиг­ри­мов, бит­вах хри­сти­ан с не­вер­ны­ми; зна­чит. ме­сто за­ни­ма­ют кар­ти­ны бы­та, не­ред­ко с са­ти­рическим от­тен­ком (о вра­че, са­мо­му се­бе ам­пу­ти­рую­щем но­гу; о со­блаз­нён­ной ры­ца­рем мо­на­хи­не и др.).

Кантига как жанр галисийско-португальской поэзии развивалась под влиянием куртуазной лирики Прованса, поэтому является пиренейским аналогом канцоны. При этом иберийская кантига обладала собственными характерными чертами, в частности, в рамках этой традиции сформировался собственный жанр «кантиги о друге» (cantiga de amigo), который не встречается у провансальских трубадуров.

Одним из трех самых древних сборников кантиг является «Пе́сенник Ажу́да» (Cancioneiro da Ajuda)

— рукопись XIII века. Название песенника происходит от места его хранения — библиотеки дворца Ажуда в  Лиссабоне.

 

Этот песенник является одним из основных первоисточников светских кантиг  трубадуров Пиринейского полуострова и  литературный памятник первого и общего для иберийских королевств литературного течения на новом романском языке

Знатный господин жонглер и девушка — миниатюра из Песенника Ажуда

Все кантиги собрания являются образцами куртуазной поэзии, были написаны под влиянием творчества провансальских трубадуров и созданы до правления короля Даниша I (1279–1325) — короля-трубадура. Сборник содержит преимущественно песни о любви (cantigas de amor). Из общего числа 310 кантиг в манускрипте представлены 295 песен о любви, 4 песни насмешки и злословия и 11 кантиг неопределённого жанра.

«Пе́сенник Национа́льной библиоте́ки» ( Cancioneiro da Biblioteca Nacional), ранее «Пе́сенник Коло́ччи-Бранку́ти» (Cancioneiro Colocci-Brancuti) — средневековая рукопись первой четверти XVI века.

«Пе́сенник Ватика́на» ( Cancioneiro da Vaticana), «Пе́сенник библиоте́ки Ватика́на» (Cancioneiro da Biblioteca Vaticana), «Ватика́нский пе́сенник» или «Ватика́нский кансьоне́йру» — рукопись первой четверти XVI века.

В эпоху Возрождения кантиги приобретают многоголосное (полифоническое) исполнение.

Известны следующие сборники:

«Беле́нский пе́сенник»

(порт. Cancioneiro de Belém), также «Беле́нский музыка́льный кансионе́йру» — один из четырёх текстомузыкальных рукописных кодексов Португалии эпохи Возрождения, составленный около  — 1603 года.

 

 

 

 

 

«Лиссабо́нский кансионе́йру» ( Cancioneiro de Lisboa), также «Лиссабо́нский музыка́льный пе́сенник» — Cодержит 46 нотированных  композиций религиозного и светского содержания для 1-го, 2-х, 3-х и 4-х

«Пари́жский пе́сенник» ( Cancioneiro de Paris), также  — рукописный сборник XVI века,

«Э́лвашский пе́сенник» ( Cancioneiro de Elvas), также «Э́лвашский музыка́льный кансионе́йру» — Особенностью данного сборника является отсутствие композиций религиозной тематики, все пьесы носят светский характер.

Среди авторов контиг известны:

Пай Соарес де Тавейрос (конец XII — начало XIII века),

Пе́ро да По́нте (XIII век),

Жуан Гарсия де Гильяде (XIII век),

Бонифаций Калво

король Альфонсо X Мудрый (23 ноября 1221 — 4 апреля 1284),

Мар­тин Ко­дакс — галиссийский жонглер и трубадур

Да­ниш I (пра­вил в 1279–1325). — ко­роль-тру­ба­дур