Канцона
Форма средневековой поэзии. Жанр поэзии трубадуров. Означает буквально (в переводе с окситанского, итальянского, испанского, немецкого)- песня.
Лирическое любовное стихотворение, посвященное исключительно темам рыцарской любви. Придворная, рыцарская поэзия, читаемая нараспев в средневековой Франции, ставшая затем салонной поэзией.
Первая строфа канцоны может быть написана любым метром, с произвольным числом рифм и способом рифмовки. Последующие строфы, а их число может варьировать от трёх до семи, строятся точно так же, как первая. Замыкается стихотворение кодой (от итальянского «coda» – «хвост»), финальной полустрофой, чуть более длинной, чем остальные.
Часто канцона заканчивалась торнадой – обращением к персоне, которая доставит любовное послание избраннице исполнителя.
В XVI столетии эту форму переняли испанские и итальянские поэты. В Италии сформировались первые законы построения канцоны. Большой вклад в развитие жанра внёс Данте Алигьери. Поэт считал, что канцону не следует рассматривать в отрыве от музыки. В трактате «О народном красноречии» обосновал строфическое строение формы, дал наименование частям строфы («пьеда», «вольта», «кода» и т. д.). Способ рифмовки, количество строф и стихов поэт не регламентировал, позволив авторам самостоятельно задавать эти параметры.
Помимо Данте канцоны создавали такие поэты, как Франческо Петрарка, Гвидо Гвиницелли, Чино де Пистойя, Гвидо Кавальканти и др.
В XIX веке среди поэтов-романтиков возникает интерес к рыцарской эпохе, и в связи с этим многие авторы обращаются к средневековым жанрам. Так канцону перенимают немецкие поэты (А. В. Шлегель, Август Платен и др.). В русской культуре возрождение этой формы связано с именами символистов – В. Я. Брюсова, Вяч. Иванова, М. А. Кузмина.