Каса

КАСА

Это распространенный в средневековой поэзии Кореи жанр, описывающий события прошлого и достопримечательности страны, жизни народа Кореи и его соседей.

Слово «каса» означает «песенные строфы».

Для каса характерны строка из двух полустиший с двумя четырехсложными (реже — трехсложными) стопами в каждой.

В каса отсутствовало строфическое деление. В них могли свободно соединяться несколько сотен строк. Каса напоминают ритмическую прозу. Их уже не пели, а декламировали нараспев.

Каса появилась вовремя династии Корё — XV век и писалась большими текстами и обычно исполнялась под музыку.

В ранние периоды появления жанра — касы обычно состояли примерно из 100 строк и затрагивали такие темы, как женская красота, война и уединение. В более поздние периоды (XVI век) касы стали длиннее и содержали нравоучения, рассказы о путешествиях, изгнании и личных несчастьях автора и писались простолюдинами.

Существуют сведения, что каса — творения тех представителей ученого сословия, которые вынужденно или по своей воле покинули службу и поселились вдали от столицы. Выделяют три центра  распространения каса, все они связаны с южными районами страны: провинциями Чолла, Кёнсан и Кёнги (именно в эти провинции чаще всего отправляли в ссылку).

Есть известные в Корее касы, время написания которых и автор неизвестны. Популярной среди них является каса «Песнь о цветке сливы».

Известные авторы:

Чон Гыгин (1401—1481) — «Воспеваю весну»

Чон Чхоль (1536-94). Известен в истории литературы под псевдонимом Сонган, «Сосновая река». Его авторству принадлежат касы:

— «Квандонские напевы», поэма «Воспеваю Квандон», «Тоскую о милом», «Воспеваю горы Сонсан», «Гость», «Думаю о красавице», «Продолжаю о красавице».

Пак Инно (1561 — 1642 гг.) — «Песнь о местечке Ноге», «Слово о глухом переулке».

На юге Кореи были распространены женские касы — писавшиеся женщинами поэтами, часто анонимными и описывающие жизнь и судьбы женщин.  Известна поэтесса

Хо Нансорхон (1569 — 1618 гг.). — «Тоска на женской половине дома».

Одной из разновидностей каса стали кихэн-каса. Их авторами часто были чиновники (иногда высокого ранга), которые по долгу службы совершали поездки по своей стране, либо в соседние государства. Это произведения большого объема, иногда более тысячи полустиший, описывающие путешествия и впечатления о них.

Пак Квон (1658-1715) — «Воспеваю странствия по западу».

Ли Баник (1757-?) — «Скитания по морю».

Ким Ингём (1707-1772) —  «Путешествие в Страну, что на восток от солнца»