Верлибр
В переводе с французского это «свободный стих». Стих без рифмы и без ритма, без какой-либо структуры.
Верлибр более похож на рассказ, изложенный в виде раздельных строк.
В отличие от белого стиха, верлибр не имеет четко заданной ритмической структуры.
Происхождение верлибра связывают с древними фольклорными произведениями, появившимися задолго до рифмованной поэзии и до письменной записи.
В России верлибром фактически писались народные былины и сказания.
Но фактически Верлибр не является прямым потомком фольклора, а является формой выражения в поэтическом авангардизме. Своего рода раскачиванием и разрушением привычной ритмично-рифмованной формы.
В XIX века верлибр развивали:
Фридрих Гёльдерлин,
Фридрих Готлиб Клопшток,
Уолт Уитмен
Стивен Крейн
Артюр Рембо
Жюль Лафорг
Гюстав Кан
Реми де Гурмон.
Джеральд Мэнли Хопкинс
В XX веке верлибр был популярен у англоязычных поэтов имажистов.
Томас Элиот,
Эзра Паунд
В России первые использования свободного стиха принадлежат Антиоху Кантемиру, А.П. Сумарокову,
Фактически верлибр отмечен в обращениях Г.А. Потемкина к Екатерине II и Екатерины к Потемкину.
Верлибром писал Н.М. Карамзин, В.Я. Брюсов, А.А. Фет, И.С. Тургенев, А. Блок. Верлибры есть почти у всех поэтов Серебряного века.