Верлибр

Верлибр

В переводе с французского это «свободный стих».  Стих без рифмы и без ритма, без какой-либо структуры.

Верлибр более похож на рассказ, изложенный в виде раздельных  строк.

В отличие от белого стиха, верлибр не имеет четко заданной ритмической  структуры.

Происхождение верлибра связывают с древними фольклорными произведениями, появившимися задолго до рифмованной поэзии и до письменной записи.

В России верлибром фактически писались народные былины и сказания.

Но фактически Верлибр не является прямым потомком фольклора, а является формой выражения в поэтическом  авангардизме. Своего рода раскачиванием и разрушением привычной ритмично-рифмованной формы.

В XIX века верлибр развивали:

Фридрих Гёльдерлин,

Фридрих Готлиб Клопшток,

Уолт Уитмен

Стивен Крейн

Артюр Рембо

Жюль Лафорг

Гюстав Кан

Реми де Гурмон.

Джеральд Мэнли Хопкинс

В XX веке верлибр был популярен у англоязычных поэтов имажистов.

Томас Элиот,

Эзра Паунд

В России первые использования свободного стиха принадлежат Антиоху Кантемиру, А.П. Сумарокову,

Фактически верлибр отмечен в обращениях Г.А. Потемкина к Екатерине II и Екатерины к Потемкину.

Верлибром писал  Н.М. Карамзин, В.Я. Брюсов, А.А. Фет, И.С. Тургенев, А. Блок. Верлибры есть почти у всех поэтов Серебряного века.